THE GOSPEL STORY OF GOD THE SON, WHO BECAME INCARNATE FOR OUR SALVATION, SET FORTH IN SEQUENTIAL ORDER IN THE WORDS OF THE HOLY EVANGELISTS

Вслед за сим святой Иоанн Предтеча рождается, обрезывается и получает имя с дивными проречениями о нем из уст отца его Захарии.

Между тем в Назарете Иосиф, смущаемый недоумениями, получает откровение о рождении от Девы Марии Сына Божия и успокоивается.

Пришло время родитися Ему. Перепись приводит праведного Иосифа и Пречистую Деву в Вифлеем, где Господь и рождается, как уже давно и предсказано было.

Рожденный Господь славословится Ангелами и приемлет поклонение от пастырей.

Затем Он обрезывается и яко человек получает имя, преднареченное свыше, и в свое время поставляется пред Господом в храме при свидетельствах и проречениях о Нем праведного Симеона и Анны пророчицы.

По совершении всего по закону Богоматерь и обручник Ее праведный Иосиф готовились возвратиться опять в Назарет; но их сначала остановило прибытие с востока волхвов для божеского поклонения Богу воплотившемуся, а потом совсем на время отклонило от сего бегство в Египет, по повелению свыше, по причине недобрых намерений против новорожденного Царя–Бога от Ирода, издавшего повеление об избиении всех младенцев в Вифлееме и окрест. Им пришлось совершить сие возвращение уже из Египта, когда миновала опасность от Ирода со смертию его. Тогда, получив повеление свыше, они с Предвечным Младенцем на руках возвратились во град свой Назарет, не заходя в Иерусалим.

Здесь пребывал затем Господь, сокрывая свое Божеское величие в смиренном человечестве, до времени явления Себя миру, яко Богочеловека. Только однажды, когда Ему было двенадцать лет, Он, будучи с родителями в Иерусалиме на празднике Пасхи, в храме ученых Иудеев изумил необычайною премудростию, а родителям возвестил, что у Него есть иной Родитель, в духе и намерениях Которого надлежит Ему пребывать и действовать.

Вот все, что благоугодно было Духу Святому внушить святым евангелистам возвестить нам о сокровенном пребывании на земле Бога — воплощенного, до времени явления Себя миру, как Он есть. Последовательность пересказанных событий такая, а не другая, не требует подтверждений. Только одно обстоятельство нуждается в объяснении, именно: евангелист Лука говорит, что, кончив все по закону, родители Господа по плоти возвратились в Назарет. Но если они тотчас по поставлении новорожденного первенца пред Господа возвратились в Назарет, то поклонению волхвов не было тут времени.

— Все это ненужные предположения. Слова святого Луки и не подают неотклонимого к ним повода. Не имея намерения говорить о поклонении волхвов и тесно связанном с ним бегстве в Египет, он сказал: кончив все по закону, возвратились в Назарет. И это необходимо было ему сказать. Так сказал бы и евангелист Матфей, если б не стал говорить о поклонении волхвов и бегстве в Египет: ибо тогда это только и оставалось бы ему сказать. Но, положив сказать о сих двух событиях, он уже не иначе как после них мог сказать о возвращении в Назарет: что он и сделал. Слова святого Луки не будут производить никакого смущения, если мы вставим в среду их одно слово: вознамерились, или собрались. И будет: кончив все по закону, родители Господа вознамерились, собрались, были готовы возвратиться в Назарет; но пришли волхвы и удержали их; а по отбытии их Ангел Господень повелел им поспешно удалиться в Египет, и по возвращении уже из Египта пришлось им исполнить свое желание возвратиться в Назарет. К тому же такие предположения навязывают и большие неудобства: после поклонения волхвов идти в Иерусалим, как требует Сретение, значит, отдавать себя в руки Ироду. Также, если бегство в Египет предпринимать из Назарета, не избежишь рук его, потому что надо будет проходить чрез его область. И странность некая тут выходит: опасность Господу — Младенцу грозит в Вифлееме, а бегство предпринимается из Назарета. К предположению же, что поклонение волхвов и бегство в Египет имели место год спустя по рождестве Христовом, никакого не имеем намека в сказаниях евангельских; напротив, встречаем недопускающие того обстоятельства. Прибыть во Иудею через год по рождении Господа родители Его могли только к какому–либо празднику и остановиться в Иерусалиме, не проходя далее до Вифлеема. Поклонение же волхвов было в Вифлееме; оттуда начато и бегство в Египет.

Явление Господом Себя миру

Пришло время Господу явить Себя миру. Как это было не какое–либо обычное человеческое дело, а Божеское всепромыслительное, то ему предшествовали мановения и свидетельства свыше и торжественное посвящение человечества в Богочеловеке на соучастие в совершении воплощенного домостроительства нашего спасения. И видим, что, по гласу свыше, выходит из пустыни Предтеча Господень Иоанн и углаждает путь Господу к сердцам человеческим проповедию и крещением покаяния, — убеждая всех правы творить стези свои и внушая, что вслед его идет некто, сильнейший его. К нему приходит и Сам Господь, и, тогда как смиренно приемлет крещение покаяния, торжественно посвящается в человечестве Своем на дело Свое видимым снисшествием на Него Духа Святаго, и гласом свыше свидетельствуется, что Он есть Сын Божий, в Коем почивает все благоволение Отца.

Так как, явившись миру, Богочеловеку предлежало действовать по–человечески и среди человеков, то Он благоволил пред тем пройти человеческое приготовление. И прошел его в сорокадневном посте, в борьбе с диаволом–искусителем и победоносном его поражении.

Затем самое явление Господа миру не вдруг открылось во всей силе своей; но сначала священство и народ приготовляются к принятию Его свидетельствами и прямым указанием Его народу от святого Иоанна Предтечи, — потом Господом совершаются некоторые действия, которые прилично назвать преддверием ко вступлению Его в мир с делом Своим, каковы: намечение некоторых учеников, — намечение, потому что избрание их последовало гораздо после; и намечение и осмотр нового места жительства; между коими чудо в Кане совершено случайно, быв вымолено у правды милосердием; ибо признано таким, для какового не у прииде час.

И наконец, уже совершилось самое явление Господом Себя миру, в Иерусалиме на празднике Пасхи. Там надлежало Ему начать Свое действование по воплощенному домостроительству, чтобы там потом и кончить его. Тут видим Господа действующим сначала в Иерусалиме, потом во всей земле Иудейской. Из многого, конечно, что здесь совершено, святой Иоанн передает нам только несколько действий.