THE GOSPEL STORY OF GOD THE SON, WHO BECAME INCARNATE FOR OUR SALVATION, SET FORTH IN SEQUENTIAL ORDER IN THE WORDS OF THE HOLY EVANGELISTS

Очищением храма от торжников Господь хотел только обратить внимание на Себя. Но приточным объяснением того, какою властию Он сие творит, указал путь любящим углубляться в пути Божии, по коему они могли дойти до уразумения и всего дела Его.

Затем Господь учил и творил знамения. То и другое возбудило веру у многих, но она была не такова, чтоб можно было почесть ее прочною и положиться на нее.

Веровали и знатные, и один из них, Никодим, приходил к Господу ночью беседовать с Ним. Господь в беседе Своей с ним истолковал ему сущность и тайну нового домостроительства нашего спасения.

Когда потом, оставя Иерусалим, Господь пошел по земле Иудейской, то все пошли к Нему, как жаловались ученики Иоанновы. Господь всех принимал и повелевал ученикам Своим крестить их.

Это подало повод святому Иоанну дать новое свидетельство о Господе, что Он свыше есть, есть Сын Божий, в руки Которого Отец все предал, и что только верующий в Него имеет живот вечный.

Все сие возбудило опасную зависть фарисеев. Эта неприятность, увеличенная заключением святого Иоанна Предтечи в темницу, дала Господу повод оставить Иудею и перейти в Галилею на долгое там пребывание и действование.

Направился Он туда чрез Самарию, где, сначала возбудив веру в некоей Самарянке при беседе с нею на кладезе Иаковлевом, а потом и в жителях города Сихаря, пробыл у них два дня, к утверждению веры уверовавших, как бы в обличение и вразумление слабоверных Иудеев; и потом вступил в Галилею на радость Галилеянам. Здесь, миновав Назарет и прошед чрез Кану, в коей совершил новое чудо — заочное исцеление больного сына царедворца некоего, жившего в Капернауме, — прибыл в Капернаум и там поселился для постоянного жительства, по пророчествам о том.

Этот переход Господа из Иудеи в Галилею служит переходом ко второй части Евангельской истории.

О порядке последования событий в сем отделении заметим:

1. События со времени исхода святого Предтечи из пустыни на проповедь и приготовительное крещение народа до поражения Господом искусителя последовательно передаются первыми тремя евангелистами. Потом они все говорят, что после сего Господь удалился в Галилею для постоянного там пребывания и действования. О сем удалении Господа в Галилею говорит и святой Иоанн евангелист; но прежде того он передает целый ряд событий, имевших место то на Иордане, то в Галилее, то в Иерусалиме и Иудее, — начиная со свидетельства Предтечи о Господе посланным из Иерусалима до свидетельства его о Господе пред учениками и народом, после того как ученики сказали ему о действиях Господа в стране Иудейской, после первой Пасхи. Очевидно, что все сии события произошли между поражением диавола и удалением Господа в Галилею. Тут их и помещаем. При сем да поимеется во внимании, что после первого из сих дополнительных сказаний евангелиста Иоанна о посольстве к Предтече Господню из Иерусалима и о его свидетельстве о себе и Господе следует у него сказание об указании народу Господа, как обетованного Избавителя. Как Господь после Крещения прямо удалился в гору и пустыню искуситися, то указание его народу могло иметь место только по схождении Его с горы или возвращении из пустыни. И, следовательно, свидетельство Предтечи посланным из Иерусалима было дано прежде сего схождения. Господь еще не сходил с горы, когда оно было дано. Когда же, сошедши с горы, приближался Он к Иордану, святой Предтеча, увидев Его, указал в Нем народу Того, Кого все чаяли. Еще: святой Матфей и святой Марк говорят, что Господь удалился в Галилею по заключении Иоанна Предтечи в темницу; а евангелист Иоанн говорит, что это было после того, как Господь услышал о завистливых против Него речах фарисеев, вслед за последним свидетельством Предтечи о Господе. Свидетельство сие дано на Иордане пред учениками и народом, следовательно, прежде заключения Предтечи в темницу; слух же о неприязненных толках фарисеев мог изойти вслед за свидетельством Предтечи и достигнуть до Господа вместе с вестию о заключении его в темницу, которое, может быть, случилось скоро после означенного свидетельства. — И еще: само собою разумеется, что простое слово первых евангелистов: Господь удалился в Галилею, должно дополнять сказанием евангелиста Иоанна о пребывании Господа в Самарии.

2. В каком порядке шли действия Господа по приходе в Галилею, в этом считается лучшим следовать евангелисту Матфею, которому следует святой Марк, и святой Иоанн не противоречит. Святой Матфей говорит, что Господь, пришедши в Галилею, миновал Назарет и вселился в Капернаум, — и тут уже начал евангельскую Свою проповедь: покайтеся; приблизилось Царствие. И евангелист Марк говорит, что Господь по приходе в Галилею начал Свою проповедь сими же словами. Хотя он не говорит о вселении Господа в Капернаум, но как у него вслед за сим следует призывание четырех рыбарей с ловитвы рыб к уловлению людей проповедию, как и у евангелиста Матфея, то нельзя сомневаться, что о начале проповеди Господа и он судил так же, как евангелист Матфей, именно, что оно положено в Капернауме; потому что ловля рыб происходила где–нибудь близ Капернаума. Святой Иоанн о вступлении Господа в Галилею говорит только, что Галилеяне приняли Его с радостию, что не указывает на какое–либо действие Господа.

Слова евангелиста Луки, — что, когда Господь возвратился в Галилею, разнеслась весть о Нем по всей окрестной стране и что Он учил в синагогах, — могут наводить на мысль, что Господь, тотчас по вступлении в Галилею, пошел по ней с проповедию. Но весть такая не могла разнестись без каких–либо, из ряда выходящих, действий Господа. Евангелист Марк так это и объясняет. И он говорит о разнесшейся всюду вести о Господе, но причиною сего поставляет поразительные чудеса, совершенные Господом в Капернауме. Следовательно, вести сей предшествовало вселение Господа в Капернаум. — Потом говорит евангелист Марк, что на другой день, по совершении чудес, Господь пошел по Галилее с проповедию и проповедал в синагогах. Следовательно, и эта проповедь в синагогах имела место по вселении Господа в Капернаум во время первого хождения Его по Галилее.

Таким образом, приведенные слова евангелиста Луки не могут препятствовать признать порядок первых действий Господа в Галилее, как его определяет евангелист Матфей, самым настоящим. В него надо только вставить чудо в Кане, о коем говорит святой Иоанн. И это само собою установляется. Миновав Назарет, Господь пошел в Капернаум. На пути сем лежит Кана. Господь входил в нее и совершил в ней новое чудо.

3. Еще одно слово. Итак, проповедь в синагогах происходила во время первого хождения Господа по Галилее. Как евангелист Лука, сказав, что Господь проповедал в синагогах, в пример того сказывает о посещении Господом Назарета с проповедию в синагоге его, и следовательно, оба эти события ставит в прямой связи, то, признав, что проповедь в синагогах Галилейских имела место во время первого хождения Господа по Галилее, должно признать, что и посещение Назарета имело место во время сего же хождения. И это тем охотнее надо признать, что слова Господа в синагоге Назаретской: …вы скажете: сделай и в своем отечестве, что, как слышим, было в Капернауме, прямо указывают на совершенные пред тем чудеса в Капернауме, после которых пошел Господь с проповедию по Галилее. Весть о сем скоро пришла в Назарет, и Сердцеведец знал, что впечатление от сего еще живо было в душах Назаретян и занимало всех; почему и помянул о сем. Судя по сему можно положить, что в первом хождении своем по Галилее Господь, по выходе из Капернаума, прямо направился в Назарет.