Thoughts for Every Day of the Year on Church Readings from the Word of God

Понедельник. (4–й нед. поста). Апостол Павел говорит, что израильтяне, перешедши море, крестились в нем (1Кор.10, 2). Такое крещение служило для них разделением между Египтом и ими. Петр же апостол прибавляет: “Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает…” (1Пет.3,21). И наше крещение нас спасает и служит разделительною стеною между темною сатанинскою областью греха и мира и светлостию жизни о Христе. Крещенный отрезывает себя от всех надежд и опор земных и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом, так что “имущий жену бывает, как не имущий, купующий, как ничего не содержащий, вообще требующий мира, как не требующий”(1Кор. 7, 30).

Вторник. Крещение по апостолу Петру есть “обещание Богу доброй совести” (1 Пет. 3, 21). Крестившийся дает обет жить остальное время по чистой совести, по всей широте заповедей Господних, принятых в совесть. Нравственная чистота есть черта крещенного. Апостол Павел светлость жизни его сравнивает с светлостию воскресшего Господа. “Чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. б, 4). В крещении ветхий грехолюбивый человек умирает и восстает человек новый, ревнитель добрым делам. “Так и вы, крещенные, почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле. чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над нами господствовать” (Рим. 6, 11–14),

Среда. Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Счастливое созвучие. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем духовном кресте. Апостол Павел говорит: “ветхий наш человек распят с Ним” в крещении (Рим. 6, 6). Это не механическое какое‑либо действие, а нравственное изменение или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде все это было запачкано самоугодием; теперь же самоотверженно посвящается все Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Скажешь: я не понимал этого, когда был крещен. Теперь понимаешь и бери на совесть выполнить значение крещения, ибо оно неизгладимо. Даже на суде печать его будет видна или за тебя, или против тебя.

Четверг. “Иже щадит жезл свой, ненавидит сына: любяй же наказует прилежно” (Прит.10, 8). Оставим детей и займемся собою. В отношении к каждому это значит вот что: не щади себя, прилежно наказывай. Саможаление — корень всех наших поползновений на грех. Кто же не снисходит себе, тот всегда тверд в добре. Больше всего держать надо в самой строгой дисциплине плоть, эту рабу несмысленную. Когда томят ее, она смиренна; а дай ей только малую льготу, уж она начинает показывать когти и свирепеть очами любострастными. Но дивно то, что, хоть не говори, все стоят за плоть и всякие ей выдумывают угодья. Даже наука будто бы без этого нейдет. Что же это должно быть за наука такая?

Friday." The Lord said to Abraham, "Go out of your land, from your kindred, and from your father's house, to the land which I will show you" (Gen. 12:1). This is a clear image of the change of heart that takes place in true believers when they sincerely take upon themselves their cross and follow Christ. They leave their father, the ego, crucifying it with self-denial; they leave their lineage – their personal sinful inclinations, passions and habits, crucifying them with their determination to unswervingly follow the passion-killing commandments of the Lord in everything; I leave my land, all the realm of sin, the world, with all its demands, crucifying it with my determination to be alien to it, even if for this it is necessary to suffer not only losses in property and social weight, but also death itself.

Saturday. (Heb. 6:9-12; Mk. 7:31-37). "Flesh and blood cannot inherit the Kingdom of God" (1 Corinthians 15:50). Consequently, in order to receive the Kingdom, it is necessary to be disembodied and bloodless, that is, to be established in such a character of life that it is as if there is no flesh or blood. This is achieved by complete renunciation of the deeds of blood and the flesh. "The works of the flesh are known; they are: adultery, fornication, uncleanness, lewdness, idolatry, sorcery, enmity, strife, envy, anger, strife, dissension, heresy, hatred, murder, drunkenness, disorder, and the like." Having enumerated all this, the Apostle adds: "I precede you, as I did before, that they that do these things shall not inherit the kingdom of God" (Gal. 5:19-21). Having ears to hear, let him hear.

Week Four of Lent