Послание святого апостола Павла к Филимону (истолкованное святителем Феофаном)

Стих 3. «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».

«Благодать и мир» - обычные приветственные благожелания святого Павла. Благодать -во спасение, и всякое добро — от нее. Мир – итог всех благ благодатного домостроительства спасения, именно умирение течения внутренней жизни, без того обычно возметаемой, как прах, действием властвующих там страстей,—помирение с течением внешней жизни, при всех соотношениях, приятных и неприятных, паче же мир с Богом во Христе Иисусе, обвеселяющий несокрушимым упованием вечного блаженства. Во всяком послании, смотря по целям его, сии благожелания могут иметь свои особые оттенки, более или менее внушительные. Для настоящего послания вот что, кроме общего значения, прозревает в «благодати и мире» святой Златоуст: «Напомнив «о благодати», Апостол приводит Филимону на память собственные его грехи. Подумай, говорит как бы, как много грехов простил тебе Господь, как ты спасен благодатию, и подражай Господу. Испрашивает ему «мира»,— и справедливо; ибо мир бывает тогда, когда мы подражаем Господу, когда благодать пребывает с нами. Так и тот раб, который оказался немилосердым к подобному себе рабу, пока не требовал от него ста динариев, дотоле пользовался милостию господина, а когда стал требовать, тогда был лишен ее и предан мучителям (Мф.18, 34)».

б) Начало послания (4—7)

Ибо, если другие получают от него то, чего просят, то тем более Павел; если, пришедши прежде других, он достоин был бы получить просимое, то тем более после других, и притом прося не для себя, а для других» (святой Златоуст).

Стих 4. «Благодарю Бога моего, всегда память о тебе творя в молитвах моих».

Всякий раз, говорит, как молюсь, вспоминаю о тебе в молитве моей и, вспоминая о тебе, благодарю Бога моего за тебя. Говоря, что благодарит Бога за Филимона, дает ему понять, что доволен им, что признает его совершенным в христианстве и тем обвеселяет его и воодушевляет на большее добро: что не чуждо для цели послания. Но, вознося таким благодарением вместе с собою пред лице Божие и дух Филимона, научает его в Боге видеть источник своих совершенств и паче смиряться при сознании их, чем высокоумствовать о себе, стараясь всячески, подобно Апостолу, благодарным явиться пред Богом: что также недалеко от цели послания; ибо благодарить не словом только должно, но паче делами, Богу угодными, из которых одно тотчас и предложит Апостол.

Стих 5. «Слышав любовь твою и веру, юже имаши ко Господу Иисусу и ко всем святым».

Какие же совершенства Филимона, коими украсил его Бог, возбуждали в Апостоле благодарные к Богу чувства? — Вера и любовь. Слышу, говорит, что ты примерный христианин, и веру содержишь право и твердо, и делами любви богатишься, и благодарю Бога «за твою доброту» (Феофилакт); ибо исповедую, как и сам ты конечно сознаешь, что таковым соделала тебя благодать Божия. Сказал: «любовь и веру», а потом: «к Господу и к святым». И к святым можно и должно являть и любовь, и веру, как и к Господу, но, по общеутвердившемуся образу помышлений, вера приводит на ум Господа, яко к Нему естественно являемая, а любовь — святых братии, как наиболее в отношениях к ним упражняющаяся. И к Богу любовь видимою делается в любви к святым братиям. Потому, когда кто, читая сие место, будет в уме своем так распределять содержащееся в нем: веру к Господу и любовь к святым, то этого нельзя считать не соответствующим словам Апостола. Наши толковники в этом именно смысле и перефразируют сие место. Блаженный Феодорит пишет: «Прославляю Бога всяческих, ибо слышу, какую возымел ты веру в спасшего Владыку и сколь великую имеешь любовь, и каких услуг удостоиваешь уважающих божественное». То же и у Амвросиаста: «Апостол говорит, что радуется и благодарение к Богу возносит в молитвах своих за то, что Филимон был тверд в вере и прилежал добрым делам».

«Слышав» — слыша непрестанно, как бы кто в уши ему твердил о том. При сих словах Филимон мог подумать об Епафрасе, как хвалителе; но мог ему прийти на ум и Онисим; может быть, и Апостол его именно разумел, говоря сие, — и разумел его потому, что так и на деле было. Онисим хвалил своего господина пред святым Павлом, выставляя его добрые качества, чтоб расположить Апостола написать к нему. Епафрас подтвердил это; и послание пишется, в полной уверенности в успехе его, к чему немало должно было содействовать и: «слыша». Но и без того, напоминание о доброте Филимона ко всем верным будто наперед уже обязывало его явить такую же доброту и к Онисиму, ставшему теперь верным. Блаженный Феофилакт предполагаемую при сем мысль у Апостола излагает так: «Поелику ты любишь всех святых, то есть верных, то долженствуешь полюбить и Онисима, ибо и он есть уже верный, чтоб чрез это явить себя и Господа любящим. Видишь, какие понудительные он собирает в уме его помышления к удовлетворению прошения?»

Стих 6. «Яко да общение твоея веры действенно будет, в разуме всякаго блага, еже в вас, о Христе Иисусе».

Слова сии можно относить и к молитве святого Павла так: молюсь, «яко да», и прочее,— и к доброделанию Филимона, так: имеешь веру и любовь, побуждаясь к сему тем, «яко да», и прочее. Наши все толковники видят здесь продолжение молитвы святого Павла. Благодарю Бога, слыша о любви твоей и вере, и молюся, да паче и паче множатся дела любви твоей и вера твоя является действенною. Святой Златоуст говорит: «Молюсь, говорит, «да общение веры твоея действенно будет». (В чем и как?) «В разуме всякаго блага»,— то есть чтобы ты достиг всякой добродетели, чтоб у тебя не было никакого недостатка. Вера бывает действенною тогда, когда сопровождается делами. Ибо «вера без дел мертва есть». Не сказал: вера твоя, но: «общение веры твоея» (общая с нами вера твоя), соединяя его с собою и внушая, что они одно тело, и тем с особенною силою убеждая его. Если ты, говорит, сообщник мой в вере, то должен быть сообщником и во всем другом». Блаженный Феодорит выражает сию же мысль обще кратким словом: «И прошу, и молю общего Благодетеля даровать тебе совершенное обладание благами». А Экумений слово за словом вводит в толкование: ««яко да общение веры». Соединяя его с собою, (Апостол) как бы говорил: общая (наша с тобою) и общетворная вера. Но (спросит кто) чего ради ты так благодаришь Бога (или о чем так молишься)? — Яко, говорит, «да общение веры твоея действенно будет». Как же оно действенно будет? — Чрез познание, говорит, тобою и делание всякого блага. «О Христе Иисусе, (во Христа, или для Христа Иисуса). Ибо делающий кому-либо добро делает оное Христу, особенно когда делает святым Его». Все изложенные мысли собрал блаженный Феофилакт и предлагает в таком виде: «Благодарю, — говорит Апостол, — Бога за любовь твою, моляся и о том, чтобы вера твоя, какую имеешь ты обще с нами, была «действенна», — деятельная и живая в познании тобою всякого дела благого, то есть в том, чтоб тебе возлюблять его и в дело производить. Ибо вера тогда жива бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Приложил Апостол и: «еже в вас», чтобы показать, что Филимон и теперь имеет уже всякое благое в себе дело, как бы так говоря: в познании всякого дела благого, и теперь в вас, то есть в тебе, уже сущего. Сказав: «общение веры», соединяет Филимона с собою святой Павел и едино творит. Общая вера есть и единотворна, так что ты должен и едино со мною мудрствовать (одинаково со мною смотреть на вещи и лица). Или общением веры он называет милостыню, бывающую от великой веры. Итак, Апостол говорит: память о тебе творю, моляся, да общительное и благоподатливое расположение твое никогда не престает, но паче и паче да изливаешь ты на нуждающихся всякое благо, «еже в вас», то есть которое есть у тебя. — «Во Христа Иисуса». Ко Христу Иисусу, говорит, возносится всякое благо, какое делаешь ты нуждающимся, особенно святым. Так и теперь, если примешь Онисима и сделаешь мне удовольствие, то Самому Христу то сделаешь».

Если отнести сии слова к Филимону, течение мыслей будет такое: благодарю Бога в молитвах моих о тебе, слыша любовь твою и веру — ко Господу и святым,— которые имеешь ты, побуждаясь к сему тем, чтоб не допустить вере своей оставаться праздною и бездейственною, но всегда держать ее действенною. «Общение веры» будет тогда значить то, что ты бросил язычество и вступил в общение с Господом и с верующими в Него, что приобщился христианской вере. Приобщившись веры единой истинной, ты ревновал и ревнуешь о том, чтоб она не была в тебе праздною и недейственною, но была действенна, не довольствуешься по имени только быть христианином, но ревнуешь и самим делом быть им, быть истинно таким, как требует вера сия. Что же побуждает и что воодушевляет его жить и действовать так? — Сознание великих благ, полученных от веры. Слово «в разуме», —в признании, в сознании. Уразумев и сознавая, сколько благ получил, уверовав в Господа, ревнует и сам о всяком добре, ревнует делать, чтоб вера его была действенна, что не напрасно сподоблен общения веры, а являет себя плодоносным. Говорит: в сознании «всякаго блага». Не одно благо получено, а всякое: отпущение грехов, познание истины — полной, благодать Святого Духа, созидающая в сердце добрые расположения, мир и радость в Духе, и паче всего неложное обетование наследия царства небесного, с верными начатками оного еще здесь. Сознавая все это, ты ревнуешь благодарным явиться к Благодателю, всякое делая добро. «Еже в вас» — не в других видишь ты такие блага, как бы вдали. Но они у тебя пред глазами, в каждом из вас и в тебе самом. Вместо «в вас» стали ныне читать: «в нас», разумея христиан вообще. Духовные блага от веры Христовой были повсюдны и всякий их испытывал. В ответ на то, зачем ты перешел к христианам, можно было смело отвечать: видишь, сколько благ она дает? — Как же не предпочесть ее всем другим верам? — При этом относительно слова: «в разуме всякаго блага» возможна и такая мысль: чтоб другим не верующим еще дать разуметь, сколько благ в вере нашей, и тем расположить их признать ее единою истинною верою и перейти и прилепиться к ней. — «Во Христе Иисусе,— двояко можно понимать. Тогда будет слово сие — в связи с предыдущими непосредственно словами: в сознании всякого блага, полученного во Христе Иисусе, по домостроительству спасения, Им совершенному и учрежденному. Или «во» оставить в своем значении,— как указателя цели и направления дел. Тогда надо будет отнести его к — «действенно будет»,— да общение веры твоея действенно будет для Христа Иисуса, в угождение Ему, во славу имени Его и в содействие делу спасения всех, Христом Иисусом совершенного и совершаемого.

Стих 7. «Радость бо имам многу и утешение о любви твоей, яко утробы святых почиша тобою, брате».

Показывает Апостол, что побуждает его благодарить Бога за Филимона и молить, чтобы он все добрее и добрее делался, говоря как бы: любовь твоя деятельная радует меня и утешает, не потому только, что она есть зерцало твоего совершенства христианского, но паче потому, что ты упокоиваешь всех братии. Святой Павел был в таком живом союзе со всеми верующими, что все бывающее с ними принимал, как бы то с ним самим случалось: радовался, когда у них все шло благополучно, скорбел, когда кого угнетали горе и нужда, и утешался, когда кто облегчал участь скорбящих и нуждающихся. Так и здесь, радовался он о доброте Филимона и в узах своих скорбных утешением себе имел то, что им утробы святых почиша, как бы тем была упокоеваема его собственная утроба. «Мы не только радуемся (за тебя), но и утешаемся (по причине тех упокоенных), потому что они — наши члены» (святой Златоуст).