Прот. В.В. ЗЕНЬКОВСКИЙ-ИСТОРИЯ РУССКОЙ -ФИЛОСОФИИ-ТОМ 1-ЧАСТЬ I-Париж , YMCA-PRESS, 1948-Отсканировано по второму

внутреннее его устроение должно дать торжество мистической силе живущей в человеке, - а эмпирические силы в человеке (воля в первую очередь) потому и мешают моральному возрастанию, что они постоянно запутывают человека. "Не вините мира --невинен сей мертвец", - восклицает Сковорода, - корень греховности лежит в самом человеке и в сатане. Поэтому моральное возрастание и есть борьба нашего сердца, духовного начала в человеке с эмпирическими его движениями. "Воля, несытый ад! восклицает Сковорода: все тебе яд, всем ты яд" (68); "всяк, обоживший свою волю, враг есть Божией воле и не может войти в Царствие Божие" (69).

Есть в глубине каждого человека тайный закон его возрастания, - надо поэтому, прежде всего, "найти самого себя". Все страдания и муки, через которые проходит человек, проистекают только из того, что человек живет противно тому, к чему он создан. "Какое мучение, говорит Сковорода, трудиться в несродном деле". Понятие "сродности" или следования своему призванию становится центральным в этике Сковороды: "природа и сродность, говорит он, означают врожденное Божие благословение, тайный Его закон, всю тварь управляющий" (70). Надо "прежде всего сыскать внутри себя искру истины Божией, а она, освятив нашу тьму, пошлет нас к священному Силоаму" (71).т.е. очистит нас.

Сковорода очень остро и четко чувствовал силы, прикрепляющие нас к эмпирическому миру и мешающие нам восходить к вечной правде. Однажды (под конец жизни) у него вырвались такие слова: "О, Отче мой! Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!" (72). Плен миру не есть, однако, только слабость нашей чувственности, прикрепляющей нас к миру, - факт этот более сложный и глубокий. Он связан с реальностью зла в мире, которое опутывает человека со всех сторон. С тоской и мукой ощущал Сковорода это царство зла: "да не пожжет меня бездна мирская", молится он (73). Но, чем дальше, тем более задумывался Сковорода над проблемой реальности зла. И если он сначала выдвигал мысль, что "для того нам внушается тьма, чтобы открылся свет" (74){, -} то это учение о таинственной сопряженности добра со злом под конец переходит в учение о том, что острая непримиримость зла с добром есть факт, касающийся лишь эмпирической

----------------------------------------

(68) Ibid.Стр. 454.

(69) Ibid.Стр. 449.

(70) Ibid.Стр. 339.

(71) Ibid.Стр. 237.

(72) Ibid.Стр. 499

(73) Ibid.Стр. 434.

(74) Ibid.Стр. 286.

[78]

сферы, - иначе говоря, что различие зла и добра за пределами эмпирии стирается. "Знаешь, пишет он, что есть змий, - знай, что он же и Бог есть" (75). Эта неожиданная формула, столь приближающаяся к одной из ветвей древнего гностицизма, развивается у Сковороды в целую теорию. "Змий только тогда вреден, когда по земле ползет", т. е. когда он остается в сфере эмпирии: "мы ползаем по земле" (т. е. погрязаем в мирской неправде), "как младенцы, а за нами ползет змий". Но если мы "вознесем" его, "тогда явится спасительная сила его" (76). Преодоления зла дается таким образом через преодоление эмпирической его стороны: "если будем все время видеть в змие одну злость н плоть, не перестанет он уязвлять нас". Не только в том смысл этого учения, что зло открывается нам как путь к добру, -но и в некоем тожестве их. "Сии две половины, пишет тут же Сковорода (77), составляют едино; Господь сотворил смерть и жизнь, добро и зло, нищету и богатство и слепил их во едино". Иначе говоря, - двойственность в мире эмпирическом не простирается дальше эмпирий, но чтобы в зле открылась "спасительная сила", для этого нужно выйти из-под власти эмпирии, т. {е}. духовно ее преодолеть. Это есть путь преображсния, (как и называется последняя глава в этом диалоге): "старайся, говорит Сковорода, чтобы из твоей лживой земли блеснула правда Божия", чтобы в глубине эмпирии раскрылась вечная сторона ее, - держась за нее, мы освободимся от лжи. эмпирического бытия и тем станем на путь преображения... Таким образом зло есть несомненная реальность в пределах мира, и не зло является призрачным, но сам мир призрачен в своей нынешней данности. Этический дуализм преодолевается через преображение видимого в невидимое, тварного в божественное. Сковороде был присущ своего рода мистический оптимизм, обращенность к скрытому в мире свету, стремление к узрению этого света во тьме, к преображению жизни. "Не люблю я жизни, запечатленной смертью", - воскликнул однажды Сковорода и тут же добавил: - "она сама (т. е. жизнь эмпирическая) есть смерть" (78). Сковороде не нужен, мучителен мир, если он не преображен, - душа ищет этого преображения, которое даже в его предчувствии сообщает силу нашему духу. "Оставь весь сей физический гной" (т. е. эмпирию, запечатленную смертью), взывает Сковорода (79), а сам переходи от земли

----------------------------------------