Толковани на Псалмы

(9). Чужд бых бpamиu Моей. Это говорит по причине оставления Своего всеми во время страдания.

(10). Яко ревность дому Твоего снеде Мя. Отреклись от Меня, потому что обличал Я их в нечестии к дому Твоему, Иоанн ясно описывает событие, когда Христос изгонял из храма бичом. И поношения поносящих Ти нападоша на Мя. Не только был Я устранен и отчужден, но и подвергся поношению поносящих Ти лукавыми своими делами, потерпел же Я все это не за иное что, как за ревность к дому Твоему.

(11). И покрых постом душу мою. Скорбя о будущей погибели душ их, делал Я то и другое. Но те, за кого совершено это Мною, во всякое время и на всяком месте имели Меня в устах своих, понося Меня за те злострадания, какие потерпел Я за них.

(14). Аз же молитвою Моею к Тебе, Господи. Хотя за все блага воздали Мне злом, но Я не перестаю приносить за них молитвы. Это явствует из слов Евангелиста, который представляет Его и на кресте молящимся за распинающих. Время благоволения. Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит (Гал. 4, 5). Пришедший на cиe говорит: время благоволения, Боже.

(15). Спаси Мя от брения, да не углебну. Вот что взывал Он, молясь о человечество, почему и говорит: измолче гортань Мой. Слово же «измолче» означает неослабность молитвы.

(16). Да не потопит Мене буря водная, ниже да пожрет Мене глубина. Поелику изречены определение и страшная клятва, что, если и Ангел благовестит нам, или научит нас чему-либо иному, а не чему учил Павел, анафема да будет (Гал. 1, 8), то может ли кто превзойти Павла или, лучше сказать, глаголющего в нем Христа? Посему, Христос сам относит таковую молитву к Себе, и сам о Себе свидетельствует, когда Апостол в послании к Евреям говорит, что во днех плоти Своея, то есть восходя на крест, моления же и молитвы к могущему спасти Его от смерти, то есть к Отцу, с воплем крепким и со слезами принес и услышан быв от благоговеинства, аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию (Евр. 5, 7, 8). Здесь Павел или, лучше сказать, глаголющий в нем Христос, открыл нам умолчанное и оставленное Евангелистами, сказав, что с воплем крепким и со слезами совершена сия молитва: Отче, да мимоидет от Мене чаша сия (Мф. 26, 39). Не притворно, не с намерением ввести в обман сатану, и не волю мира усвояя Себе, но от собственного Своего лица добровольно, по домостроительству, хотя и действительно Божий Он Сын, Христос молится с воплем, со слезами, в поте и каплях крови, укрепляемый Ангелом и как бы ободряемый и утешаемый Им. И быв в подвизе моляшеся, как говорит Евангелист, даже прилежнее (Лк. 22, 44), даже двукратно и троекратно приносил молитву Отцу. А посему, поелику Павел, лучше же сказать, Сам глаголющий в Павле Христос, ко Христу относит таковую молитву, то может ли кто извращать, что засвидетельствовал о Себе сам Христос?

(18). Не отврати лица Твоего от отрока Твоего. Поелику Бог и Отец за преступление во Адаме отвратился от природы человеческой, то умоляет Бога обратить к ней лице Свое.

(19). Вонми души Моей, и избави ю от обдержащей ее смерти. Враг Моих ради избави Мя. Тою обидою, какую потерпели мы от мысленных врагов, преклоняет Отца на милость к нам.

(20). Ты бо веси поношение Мое. Это подобно сказанному: (8) яко Тебе ради претерпех поношение.

(21). Поношение чаяше душа Моя. Этим начинается описание страданий, ясно описанных и Евангелистами.

(23). Да будет трапеза их пред ними в сеть. Этим изображает, что постигнет иудеев по страдании Его. И как бы так говорит: потерпят они тоже самое, что уготовляли для Меня, желая, чтобы Я испытал это. Горе лукавому, лукавая бо приключатся ему по делом рук его (Ис. 3, 11).

(24). Да помрачатся очи их, еже не видети. И действительно, не помрачились ли, не прияв Солнца правды? И хребет их выну сляцы, потому что постиг их не временный, как у вавилонян, плен.

(26). Да будет двор их пусть. Говорит это по причине опустошения, постигшего Иерусалим. И в жилищах их да не будет живый, то есть из них самих, потому что никто из иудеев не обитает в жилищах Иерусалимских.

(27). Зане егоже Ты поразил ecu, mиu погнаша. Указание причины, почему потерпят они такие бедствия. Подобно же это сказанному: поражу пастыря, и разыдутся овцы (Мф. 26, 31). Так, не прияв Того, Кто по благоволению Твоему приял поражение в страдании, сами себя лишили они собственного своего спасения. И к болезни язв Моих приложиша. Говорит это, потому что Христос Сам Себя смирил, они же предали Его смерти.