Толковани на Псалмы

(8). Слыша и возвеселися Cиoн. Сион есть Церковь. Чта же слышал, как не евангельскую проповедь? Она даровала Церкви веселье. И возрадовашася дщери иудейския. Дщерями иудейскими именует преподобныя души, которые исповеданием сочетались с Богом и возрадовались судеб ради Божиих, когда увидели, что мучительствовавшие изгнаны, а содержимые в рабстве изведены на свободу.

(10). Любящии Господа, ненавидите злая. Предлагается совет искупленным на свободу отвращаться всякого вида лукавства. Хранит Господь души преподобных Своих. Вы, отвратившиеся от лукавого, соделались преподобными; и Господь после этого будет охранять вас от лукавого. Ибо лукавый в собственном смысле есть грешник.

(11). Свет возсия праведнику, т. е. свет евангельский. Возсия же праведнику, т. е. людям, соделавшимся праведными чрез веру. И правым сердцем веселие. После слова «правым» должно поставить знак препинания, чтобы вышел смысл: соделавшимся правыми воссияет в сердце веселье, а слово «возсия» надобно относить к целой речи.

97

Псалом Давиду.

Содержание: И этот псалом изображает первое пришествие Господа и веру в Него всех народов, дарованную им по обетованиям, какие возвещены были отцам. Поэтому, псалом побуждает все народы воскликнуть победную песнь, сложенную от лица их.

(1). Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Ибо действительно дивно, что смерть приведена в бездействие и оживотворен снова человеческий род. Спасе Его Десница Его. Ибо Христос - Отчая Десница, потому что не имеет нужды в человеческой помощи, всю поднебесную приводит к Отцу Своему.

(2). Сказа Господь спасение Свое. Словом «спасение» означает пришествие Господне во плоти, по сказанному Симеоном: яко видесте очи мои спасете Твое (Лк. 2, 30). Пред языки откры правду Свою, изгнав князя века этого, оправдав же нас, издревле бывших под его мучительством.

(3). Помяну милость Свою Иакову. Ибо дал обетование, что о Семени его благословятся все народы (Быт. 28, 14). Видеша вcu концы земли спасение Бога нашего. Нет места на земле, которое бы не имело части в царстве Христовом.

(5). Поите Богу нашему в гуслех. Гуслями называет согласие души и тела.

(6). В трубах кованых, и гласом трубы рожаны. Трубами коваными означает всевоспламеняющую и неослабевающую силу евангельской проповеди; а трубою рожаною - царское достоинство, потому что цари помазуемы были из рога, и сверх того, рожаною трубою провозглашалось их воцарение.

(7). Да подвижится море и исполнение его. Морем означает настоящую жизнь, по причине горьких в ней забот. Поэтому, она подвигнется с места прежнего своего стояния, т. е. идолослужения.

(8). Реки восплещут рукою вкупе. Реками называет святых Тайноводцев, а рачительность их в деле проповеди означает тем, что плещут они вкупе. Горы возрадуются, (9) яко идет судити земли. Т. е. возрадуются силы Ангельские; ибо у них бывает радость о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 10).