Толковани на Псалмы

(5). Оклеветающаго тай искренняго своего, того изгонях. Не допускал я до себя обвинений, делаемых тайно, даже изгонял от себя покушающихся делать это, Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях. Высокомерные и склонные к преобладанию не бывали моими сотрапезниками.

(6). Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною. В заседаниях и совещаниях моих участвовали мужи, украшенные верою и высоко чтившие божественное. А людей не так расположенных, держащихся противного образа мыслей, т. е. горделивых, обидчиков и уничижителей, старался я иметь вдали от себя, чтобы даже и не видеть их.

(8). Воутрие избивах вся грешныя земли. Грешными называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу. Еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие. Градом Господним именует святую душу, по сказанному: преславная глаюлашася о тебе, граде Божий (Пс. 86, 3).

101

(1). Молитва нищего, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое.

Содержание: Нищий по Богу, т. е. лик Пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает ко Господу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа.

(2). Господи, услыши молитву мою. Приключившееся с народом себе усвояет лик Пророков.

(4). Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости мои яко сушило сосхошася. Хотя изъяснение этого сделано выше, но повторено будет и здесь. Вся сила их, чем поддерживалось подзаконное служены, разслабла и погибла. Силу же эту составляли первосвященство, храм, принесение в жертву животных, народная независимость. (7). Бых яко нощный вран на нырищи. Говорит это по причине тьмы, объявшей народ; ибо пребывал он в неведении Бога. Свойство же ночного врана не иное, как издавать глас ночью, от. чего получил он себе и имя. Поэтому-то Псалмопевец, проводя целые ночи в молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану.

(8). Бдех, и бых, яко птица особящаяся на зде. Я, не постигнутый наказанием во время греха, говорит Пророк, оставлен был в таком одиночестве, что уподобился единой птице. Ибо из многих тысяч, хотя и много было спасаемых, но, в сравнении с многими тысячами, они были тоже, что одна птица.

(9). Весь день поношаху ми врази мои. Смешон я стал для врагов моих, которые прежде завидовали мне, а теперь клянутся моими бедствиями, молясь, чтобы им не потерпеть чего-либо подобного. А выражение «пепел» (10) подобно сказанному в псалме семьдесят девятом: напитаеши нас хлебом слезным (Пс. 79, 6). Если и время вкушения пищи было весьма болезненно, то всякое другое время не было свободно от страданий.

(9). И хвалящии мя мною кленяхуся. И друзья, прежде удивлявшиеся мне, произнося клятву, упоминают мои бедствия, говоря: да не потерплю того же, что потерпел Израиль!

(10). Зане пепел яко хлеб ядях. Указывает или на бедствия, постигшие во время плена, или на те злострадания, каким подвергали себя праведные, чтобы умилосердился Бог к народу.

(11). Яко вознес низвергл мя ecu. Ибо народ израильский один из всех народов был превознесен, как один имевший ведение об истинном. Боге.