Толковани на Псалмы

(26). Посла Моисея раба Своего, и проч. Ибо Моисею и Аарону только открыл (27) словеса знамений, как превратить воду в кровь и совершить прочие чудеса.

(28). Посла тму и помрачи. Поскольку египтяне, оставив Творца, служили твари; то и наказал их посредством твари, т. е. воздухом, огнем, землею и водою.

(29). Преложи воды их в кровь. Не цвет только вод изменил, но и самое свойство вкуса, так что вымерли все породы рыб.

105

А ллилуия.

Содержание: В этом псалме перечисляет грехи народа первого, показывая, за что отвержены израильтяне. Грехи же их суть следующие: во-первых: (7) преогорчиша Бога восходяще в Чермное море, сказав: за еже не быти гробом во Египта, извел нас здесь погубить (Исх. 14, 11); во-вторых: (14) искусиша Бога в пустыни; в-третьих: (16) прогневаша Моисея в стану; в-четвертых: (19) сотвориша тельца в Хориве; в-пятых: (24) уничижиша землю желанную; в-шестых: (28) причастишася Веелфегору; в-седьмых: (32) прогневаша Его на воде пререкания; в-восьмых: (34) не потребиша языки, яже рече Господь им, но даже стали покланяться идолам и детей своих приносить в жертву.

(1). Исповедайтеся Господеви, яко благ... (3). Блажени хранящии суд, и проч. Ибо те одни достойны глаголать силы Господни, которые исполняют, что определено Богом в Писаниях, поступая во всем с рассуждением и по разуму, имея всегда пред очами суд Божий. Таковые естественным образом суть творцы правды, на самом деле исполняющие, что справедливо. (4). Помяни нас, Господи, в благоволении людей Твоих. Здесь вводится уже лицо иудеев, которые молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам.

(11). Покры вода стужающия им, именно стужающие; ибо кто вышел из моря, вмешавшись в ряды израильтян, тот был уже из числа не стужающих, но уверовавших.

(12). И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его. Ибо, когда, по благости Божией, волны в море совокупились, немедленно уверовав, воспели Богу песнь, написанную в книге Исход, потом все это предали забвению. И воспеша хвалу Его, когда вышли ликующие с Mapиaмою, говоря: поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 21).

(14). И искусиша Бога в безводней. Сказано: и искусиша Бога в безводней, потому что прогневали Его вскоре по переходе через Чермное море.

(20). И измениша славу Его в подобие тельца, ядущаго траву. Их слава был Бог, Его-то оставив, поклонились тельцу.

(23). Аще не бы Моисей избранный сталь в сокрушении; когда сказал: аще убо оставиши им грех, остави, аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси (Исх. 32, 32).

(24). И уничижиша землю желанную. Это пятая вина после Чермного моря, пустыни, оскорбления Моисею, и тельца в Хориве, потому что соглядатаи, по возвращении своем, кроме Иисуса Навина и Халева, сына Иефонии, худо говорили о земле, а тем совращали и других.