Толковани на Псалмы

(25). И поропташа в селениих своих, когда возвратившиеся соглядатаи развращали умы людей.

(28). И причастишася Веелфегору. Это идол аммонитский, у эллинов называемый Кроном.

(30). И ста Финеес и умилостиви, когда умертвил мадианитянку вместе с блудником. Слово же это научает нас, сколько может пред Богом благочестие одного мужа.

(39). И соблудиша в начинаниих своих. Это показывают нам книги Судей и Царств, а именно, что израильтяне в разные времена для вразумлены их были предаваемы во власть разных иноплеменных народов: моавитян, аммонитян, амаликитян, мадианитян.

(41). И обладаша ими ненавидящии их. Вавилоняне и ассириане овладели израильтянами за их беззакония.

(43). Множицею избави я: тии же преогорчиша Его советом своим. Бог по человеколюбию был снисходителен к ним, но они вынуждали Его являться строгим. Бог снова спасал народ, как Спаситель, но они гибли, сами себя губя делами погибельными. Сказанное же «множицею» подобно изреченному Господом: колькраты восхотех собрати чада Твоя (Лк. 13, 34); также слова: и смиришася в беззакониих своих - подобны следующим: и не восхотесте. Бог, наказывая их для вразумления, давал опять место и человеколюбию, но они воздавали Ему поступками враждебными.

(46). И даде я в щедроты пред всеми пленившими я. Говорит это, разумея Кира, который освободил их из плена, также Дария и Артаксеркса, которые дали денег на построение храма.

106

А ллилуия.

(1). Исповедайтеся Господеви, яко благ. По отвержении народа иудейского весьма кстати изображает призвание язычников Апостолами. Поэтому и повелевает восхвалять Бога и исповедаться Ему за великую Его милость.

(3). От восток, и запад, и сквера, и моря. Кто же эти собранные от четырех стран вселенной, как не все народы, древле чуждые богочестия и не причащавшиеся Божественной влаги, но пребывавшие в великой жажде?

(4). Пути града обительнаго не обретоша, потому что не было у них доброго жития, но пребывали они в великом обольщении.

(5). Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе, потому что не имели у себя хлеба, укрепляющего сердце человеку, ни воды живой, о которой сказано: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки (Ин. 4, 14).

(7). И настави я на путь прав, т. е. привел к вере в Него. Ибо сам Он сказал: Аз есмь путь (Ин. 14, 6). Внити во град обительный. Разумеет Церковь или небесный Иерусалим.

(8). Да исповедятся Господеви милости Его... (9). Яко насытил есть душу тщу. Какая же это душа? Не душа ли тех, о которых сказано: (5) алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе? И душу алчущу исполни благ, т. е. мысленного хлеба.

(10). Седящия во тме, и сени смертней. Не погрешим, сенью смертною назвав идолослужение и дела совершаемые в безбожии. Ибо они отлучают нас от истинной жизни. Этим-то делам предавались мы прежде, потому что (11) преогорчили Бога и раздражили совет Вышняго. От величества бо и красоты созданий надлежало Рододелателя всяческих познавать (Прем. 13, 5), и присносущную силу Его и Божество от создания мира уразумевать. Но мы, как слепые, которые живем во тьме и сени смертней, у которых окованы и омрачены разумные силы души, изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероногих (Рим. 1, 23). Окованныя нищетою и железом. Пленицами своих грехов кийждо затязается (Прит. 5, 22), обнищав от всего доброго и прекрасного.

(11). Яко преогорчиша словеса Божия, нимало не приемля Божественного закона, но предаваясь мудрецам века сего. И совет Вышняго раздражиша. Какой же был совет Вышнего? Не тот ли, по которому всем человеком хощет спастися и в разум истины npиumu (1 Тим. 2, 4)?

(12). Изнемогоша, и не бе помогаяй, потому что никто не был в силах истребить грех.

(13). И от нужд их спасе я. Какая же нужда больше этой - в неведении Бога, в душевной нищете, в греховном убожестве, быть порабощенными лукавым духам?

(14). И узы их растерза. Словом растерза показывает мгновенное истребление греха.