Conversations on the Gospel of Mark

И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

Срывать колосья руками на чужой ниве, не употребляя серпа, Моисеевым законом разрешалось (Втор. XXIII, 25). Это не считалось воровством, и не в этом состояло преступление учеников, вызвавшее замечание фарисеев. Нарушение закона, с их точки зрения, заключалось, во-первых, в том, что в этот день еще нельзя было есть нового хлеба. Первый сноп нового урожая обыкновенно приносился сначала священнику, который возносил его пред Господом в жертву. Это делалось по закону на другой день праздника опресноков, или на третий день пасхи, 16-го числа месяца Нисана. Никакого нового хлеба, — гласил закон, — ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношение Богу вашему: это вечное постановление в рады ваши во всех жилищах ваших (Лев. XXIII, 14). Господь Иисус Христос со Своими учениками проходил полем, по свидетельству святого Луки, в так называемую второпервую субботу, то есть в субботу, случившуюся 15-го Нисана (по толкованию святого Исидора Пелусиота). Значит,ученики, срывая и вкушая колосья, не дождались ровно одного дня, когда они могли сделать это на законном основании. Нр самое: ужасное, по фарисейским понятиям, состояло в том; что ученики срывали колосья и растирали их руками в субботу! Ведь, идя дальше в этом направлении, можно было допустить в субботу и жатву и молотьбу! А это законом определённо запрещалось: шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте (Лев. XXIII, 3),

Вероятно, фарисеи ожидали, что Господь остановит учеников и напомнит им древнее правило, но не дождавшись этого, они сами обращают Его внимание на возмутительное нарушение закона: смотри, что они делают в субботу!

Таковы три факта, выявившие разногласие между Господом Иисусом Христом и фарисеями.

Ни в одном из этих случаев Господь не встал на точку зрения фарисеев и не поддержал их негодование. Ясно, что в оценке фактов религиозной жизни и в понимании ее сущности они резко расходились. Строго говоря, высказывания фарисеев имели под собой формальные основания, особенно в вопросах о посте и субботе. Здесь они стояли на почве буквального понимания закона, но этот закон в их понимании являлся чем-то мертвым, закостенелым, не допускавшим решительно никаких изменений или приспособлений к живой душе человека, и потому он потерял дух жизни, подобно сухому дереву, которое уже не может расти и развиваться, а может только гнить.

Господь Иисус Христос относился к Моисееву закону совершенно иначе.

Он никогда не отвергал Ветхого Завета. Не думайте, что Я пришел нарушить закон... не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. V, 17), — говорил Он. Он с большой силой подтверждает его, особенно когда замечает его лукавое извращение или нарушение во имя человеческих преданий старцев, как это мы видим в споре о пятой заповеди, дух которой фарисеи до того исказили, что: вопреки категорическому требованию закона, позволяли человеку во многих случаях забывать о своих обязательствах! к родителям или же уклоняться от них путем лицемерной казуистики (Мк. VII, 6-13). В текстах Священного Писания Ветхого Завета Он ищет правила поведения или опоры в борьбе с искушениями (Мф. IV, 4, 7, 10). Своих учеников Он упрекает за недоверие к ветхозаветным пророкам (Лк. XXIV, 25). Доктрины Ветхого Завета о сотворении мира, о человеке, о праведности, о Промысле Он считает неоспоримыми. На истории израильского народа, изложенной в книгах Ветхого Завета, Он основывает Свою миссию. В Своих проповедях и поучениях Он часто Пользуется изречениями, мыслями, образами и сравнениями, взятыми из Ветхого Завета. Он так хорошо его знает, что это знание возбуждает удивление даже среди книжников.

But the Lord Jesus Christ not only knew the Old Testament – He always demanded its fulfillment. Having healed the leper, He demands that he go and show himself to the priest and offer a sacrifice for purification, as was decreed by the law of Moses (Matt. VIII, 4, cf. Lev. XIV, 3-4).

When a young man turns to Him with a request to teach him how to inherit eternal life, He first of all requires him to fulfill the commandments of the Old Testament (Mk. X, 19).

When the time of the Passover comes, He instructs His disciples to prepare everything necessary for the feast, as required by the law of Moses (Lk. XXII, 8).

Many examples could be cited to show the respect with which the Lord treated the Old Testament. Undoubtedly, He considered it not only useful and necessary for spiritual life, but also obligatory for man as the Word of God.

Here we can emphasize in passing a lesson that follows for us: if the Lord found the books of the Old Testament necessary and useful, then they obviously have the same meaning for us, although we use the highest form of Divine Revelation – the New Testament. What is necessary for Christ is necessary for us. Therefore, the disdain and distrust that is sometimes noticed among some Christians in relation to the Holy Scriptures of the Old Testament is completely unfounded.

But recognizing and revering the books of the Old Testament as Divine Revelation, the Lord treats them much more freely and completely differently than the Pharisees. Deeply honoring the basic principles here carried out as the fruit of the illumination of the Holy Spirit, He considers the Old Testament forms of their practical implementation in life to be quite amenable of change, and, never departing from the spirit of the Holy Scriptures, He nevertheless does not bind Himself or His followers to the formal precepts of the ancient law. Life changes, its conditions change, as in a kaleidoscope, and those rites, customs, and norms of external behavior that were practical and suitable several centuries ago become completely unsuitable and even unworkable at the moment.

But the spirit, this eternal absolute and living spirit, constantly acting in man, in his life, in his history, the spirit of goodness, truth, truth – must always be the same, manifesting itself only in different manifestations depending on the epoch. Thus, for example, the ancient law of Moses commanded that he who bought a slave from among his countrymen should keep him in slavery for no more than six years, and in the seventh year he should set him free, and at the same time he added: "When you set him free, you shall not let him go empty-handed, but provide him from your flocks, from your threshing floor, and from your winepress: give him what the Lord your God has blessed you with (Deut. XV, 13-14). In this decree the spirit of mercy, the spirit of love for one's neighbor is expressed, but can we fulfill this rule? Of course not, since slavery is no longer sold in our country and the very institution of slavery has long been destroyed, so the spirit of mercy must now seek its expression in other, modern forms of charity.