Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

Сказанное здесь приложимо и к настоящему. Так, Евсевий в своей Церковной истории в 8–й главе 10–го слова говорит, что в царствование в Риме Максимиана Никейского во время страшного и сильного гонения погибло от голода, убийственной язвы и болезней столько людей, что их невозможно было предать погребению, при всем усердии христиан погрести трупы и привести оставшихся к познанию истины. Также и при восстании армян на римлян от меча погибло громадное число людей: собаки поедали тела умерших, а живые стали избивать их, потому что боялись по своей смерти найти в них для себя живой гроб. Заслуживает вероятия и то, что псы делились своею пищею с дикими зверями по причине ее изобилия; подобное же, как мы знаем, случается и в настоящее время.

Статья семнадцатая

Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ ко Господу о кончине

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Если относить снятие четырех печатей к событиям из жизни Христовой, то совершенно справедливо будет снятие ее отнести к скончавшимся прежде пророкам и святым, взывающим к долготерпению Божию, по которому Он терпел гонения от иудеев даже до крестной смерти. Если же это считать за предсказание о будущем, то, сообразно с церковными учителями, нужно думать, что этот вопль против гонителей приличествует замученным ради Христа, чтобы чрез это обратить достойных и положить конец нечестию непокорных всемирною кончиною, яко да не прострут праведниц в беззакония рук своих (Пс. 124, 3). Ибо хотя нечестивые уже испытали гнев Божий, но оставшиеся из них тем не менее нуждаются в наказаниях или для своего обращения, или для поражения навеки.

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Слова дондеже скончаются и клеврети их указывают на то, что святые являются как будто молящими о кончине мира, поэтому им и повелено терпеть до скончания братии, дабы, по апостолу, не без них достигли они совершенства (Евр. 11,40). Белая одежда означает процветающую среди них светлость добродетелей, в которую они облекаются, еще не получив обещанного. Как свободные от всякой скверны, они упокояются на лоне Авраама и истинно блаженствуют в надежде получить то, что видят еще как бы в духовном зерцале. Так и многие святые отцы говорят, что каждый из делателей добродетелей унаследует достойное место, в чем он уверяется на основании известных признаков и уже думает о будущей славе.

Статья восемнадцатая

Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

Эти слова некоторые относили к разорению при Веспасиане, принимая их в переносном смысле. Но мы думаем, что здесь говорится о переходе от периода гонений ко времени пришествия антихриста, в которое, согласно пророчествам, имеют быть эти и подобные язвы для того, чтобы, размышляя о них, люди не отреклись от казней, наводимых на них антихристом, которых, как мы знаем, еще никогда не было. Землетрясение, о котором часто говорит Писание, означает перемену дел, потому что выражение еще единою Аз потрясу (Aгг. 2, 7) означает, как говорит апостол, изменение колеблемого (Евр. 12, 26–27). И в Ветхом Завете о шествии Израиля говорится: земля потрясеся, ибо небеса кануша (Пс. 67, 9). Чернота солнечная и темно–кровавый вид луны означают, по объяснению блаженного Кирилла, душевный мрак постигнутых гневом Божиим. Пали звезды — это, как то было писано и про обольщенных Антиохом, означает, что падут и считающие себя светилами мира, пораженные и сокрушенные событиями того времени, когда, по слову Господа, же причине множества скорби прельстятся, насколько возможно, и избранные (Мф. 24,24). Поэтому, может быть, здесь и указывается на смоковницу, которая при колыхании от диавольского ветра роняет плоды, еще недоразвившиеся, еще не дозревшие в зное искушений и не получившие сладости благодати. Ибо смоковница понимается в двух смыслах — добром и дурном. Так, это можно заключить из двух кошниц смокв хороших и дурных, показанных Иеремии (24,1–2), из смоковницы, засохшей по слову Христа (Мф. 21,19; Мк. 11, 13–14) и из износящей цвет в книге Песни песней (2, 13). Сбудется ли это видимым образом при втором пришествии Христа — Судии во славе, это известно лишь Ему, имеющему тайные сокровища премудрости и ведения.

И небо скрылось, свившись как свиток.

Выражение «небо свилось, как свиток», по нашему предположению, указывает на неизвестность второго пришествия Христова, так как свиток свивается без шума и неожиданно, или указывает на сострадание и печаль небесных сил, сожалеющих об отпадших от веры. Этим же вместе с тем указывается и на то, что небо подлежит не погибели и истлению, а как бы некоторому свиванию и изменению на лучшее. В пятом обличительном слове на лжеименный разум Ириней говорит: «не погибает и не уничтожается ни сущность и ни существо создания (ибо крепок и истинен создавший его), но преходит образ мира сего (1 кор. 7,31), в котором совершено преступление заповеди. Мы предполагаем, что здесь апостол держался древнего обычая: у евреев вместо наших книг были свитки, которые при развитии не уничтожались, но раскрывали смысл написанного; точно так же и обнаружение небесного существа указывает на раскрытие благ святым». Итак, рассмотрев это с четырех сторон, обратимся, по Божьему соизволению, в таком же порядке к нижеследующему.

И всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца. Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?