Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

ОТДЕЛ XIV

Статья сороковая

Об ангеле, предсказывающем близость будущего Суда

И увидел я другого ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.

Средина неба указывает на высоту ангела и потом на то, что явившийся ангел — небесный и послан, чтобы возвести людей на небо и соединить тело Церкви со Христом — Главою Ее. Вечным Евангелие называется как предопределенное Богом от века. Бойтесь, говорит он, Бога и не страшитесь антихриста, который не может погубить с телом и душ ваших, и противьтесь ему с дерзновением, ибо близок Суд и воздаяние, а он имеет власть лишь на короткое время.

Статья сорок первая

Об ангеле, возвещающем падение Вавилона

И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.

Вавилонам, по значению этого имени, называется смешение этого мира и житейской смуты; о нем говорится, что скоро падет или перестанет быть. Вино ярости любодеяний — помрачение ума от идолопоклонства или опьянение грехом, за которое Бог, по слову Псалмопевца, потребит всякого любодеющаго от Него (Пс. 72,27). Окончательно же будет истреблен этот Вавилон с явлением горнего Иерусалима, с осуждением беззаконников на мучения.

Статья сорок вторая

Об ангеле ином, предупреждающем верных не принимать антихриста

И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем.

Кто покорится звероподобному антихристу, последует его нечестивой жизни и на словах или на деле провозгласит его богом, о чем свидетельствует начертание на руке и челе, тот выпьет вместе с ним и чашу мучений, растворенную по праведному Суду и разбавленную не щедротами, а многоразличными наказаниями. Вино ярости означает наказание, как следствие вина нечестия, опьяняющего того, кто его пьет, ибо кто в чем согрешит, в том и получит наказание.

И дым мучения их восходит во веки веков.