Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

ОТДЕЛ XV

Статья сорок третья.

О том, что Сидящий на облаке пожнет серпом произрастания земли

И взглянул я, и вот, светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому. На главе его золотой венец, и в руке его острый серп.

Под облаком нужно понимать или чувственное облако, подобное тому, которое скрыло Господа Иисуса от очей апостолов, или ангельскую силу, которая называется так за свою чистоту и легкость, как говорит Псалмопевец: и взыде на херувимы и лете (Пс. 17,11). Сидящий на облаке и подобный Сыну Человеческому — Христос. Венец на главе указывает на Его царскую власть над видимым и невидимым; он золотой, ибо это вещество высоко ценится у нас. Серп остр указывает на кончину мира, которую Сам Господь называет жатвою.

И вышел другой ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.

Великий глас этого ангела означает иносказательно моление всех сил небесных, желающих видеть прославление праведных и пресечение беззаконий грешников, чем отвергается все движимое и скоропреходящее и откроется твердое и вечное. Изсше трава земная — это указывает, что наступило конечное время, когда созревшее, подобно пшенице, принесшей плод земледельцу в тридцать, шестьдесят и сто раз, семя благочестия будет удостоено небесных житниц.

Статья сорок четвертая

Об ангеле, обрезывающем лозу горечи

И другой ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.

И Христос называется Ангелом Великого Совета (Ис. 9,6), но здесь, как это видно из последующего, под ангелом разумеется один из служебных духов. Он вышел из церкве, сущия на небеса, с острым серпом, чтобы посечь особенно нечестивых.

И иной ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.

Ин ангел изыде от алтаря, имый область на огни. Отсюда видно, что одни из начальствующих над тварями сил ангельских управляют водами, другие — огнем, иные же — какою–либо другою частью сотворенного. Этот поставлен над огнем, значит, он один из высших ангелов, и дело его — наказывать, ибо он повелевает громким голосом имеющему серп обрезать грозды земного виноградника. Гроздами называются нечестивые и законопреступные, которые вместо вина веселия наполняют чашу гнева Божия и яростию змей и аспидов преследуют доброделателей.

И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле и бросил в великое точило гнева Божия.