Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блуднипею, сидящею на водах многих. С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

Блудницею некоторые считали древний Рим, как расположенный на семи холмах; а семью рогами зверя, на котором она сидела, — семь самых нечестивых царей, преследовавших Церковь, от Домициана до Диоклитиана. Но мы, чтобы согласоваться с последовательностью происходящего, думаем, что под блудницею вообще нужно понимать земное царство, представляемое как бы в одном теле, или же город, который будет господствовать над другими до антихриста, потому что древний Рим уже потерял свою власть, разве только предположить, что она к нему вновь вернется. Но если допустить последнее, то останется без объяснения город, господствующий ныне, ибо апостол говорит: к жена, юже видел ecu, град есть великий, иже имать царство над цари земными (Аток. 17,18). Но мы об этом, если даст Бог, будем говорить дальше. Теперь же разъясним, что нужно понимать под пустынею, в которую тайновидец был приведен духом. В духовном смысле мы считаем пустынею вообще всякий город или человеческое общество, ненавидимое Господом за душевное ослепление, прелюбодеяния и другие пороки. Но можно понимать это и иначе, а именно, что апостол Иоанн видел и созерцал запустение этой блудницы, которая представлена под образом женщины, чтобы показать ее наклонность и слабость ко греху. Она сидела на звере багряном, потому что своими злыми делами она как бы почивает на диаволе, который радуется убийству и крови, и чрез свои богохульства становится как бы помощницею отступника. Багряность зверя указывает на жестокость его и склонность к убийству. Что значит семь голов и десять рогов, об этом, с Божьей помощию, мы узнаем из дальнейших слов ангела.

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

Облечена жена в багряницу и порфиру — символы и признаки власти над всеми; поэтому же она украшена и драгоценными камнями и бисером.

И держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотами блудодейства ее.

Чаша указывает на сладость зла пред его вкушением, а золото — на заманчивость его. Об Иове сказано, что он пил поругание, как воду (Иов. 34,7), так и здесь обозначается, что жена делает злое не для насыщения, а по стремлению к гибели. Поэтому–то она и исполнилась мерзостями, которыми питается грехолюбивое общество, упиваясь как сладким питьем грехом и блудным осквернением.

И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Начертание на челе свидетельствует о бесстыдстве неправды, исполненности грехом и о сердечном смущении; она мать, потому что в подначальных ей городах руководит душевным блудодеянием и побуждает на мерзкие пред Богом беззакония.

Статья пятьдесят четвертая

О том, как истолковал ему ангел виденную тайну

Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

Названия городам даются в Священном Писании, как это можно видеть из многих мест его, сообразно их жизни и делам. Поэтому–то древний Вавилон назван веселящейся (то есть увеселяющейся своим блудодейством) блудницею, повелительницею чародеев и волхвов, и об Иерусалиме сказано: лице жены блудницы быстъ тебе (Иер. 3, 3), а в послании Петра древний Рим называется Вавилоном (1 Пет. 5, 13). Но, конечно, правильнее всего Вавилоном называется город, бывший в силе при персах, а потом и всякий другой город, увеселяющийся кровью и убийствами. Евангелист и ужаснулся, увидя один из таких городов, но узнал от ангела, что этот город — владыка мира — при кончине будет наказан за беззакония, какой бы город мы под ним ни подразумевали: персидский ли, или получивший древнюю власть Рим, или новый какой, или вообще мировые царства, по своему характеру принимаемые за одно. Ибо все они полны прегрешений и обагрены кровью святых, хотя и неодинаково — одни больше, другие меньше. Кто, например, измерит кровь мучеников со времени Диоклитиана или замученных в персидской земле? О том же, что было, например, при Элиане, или о гонениях на христиан от ариан в новом Риме читающие могут знать из истории.

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель.

Этот зверь есть сатана, умерщвленный Крестом Христовым; он снова оживет при кончине мира и ложными знамениями и чудесами антихриста будет пытаться низвергнуть Крест. Он действовал до Креста, а теперь нет его, ибо он обессилен страданиями Спасителя и лишен своего владычества над народами, которое он имел над ними чрез их идолослужение. Выйдя при кончине мира из бездны или из того места, куда он был заключен по своем осуждении и куда бесы просили Христа не посылать их, а лучше ввергнуть в стадо свиное, он явится в мир. Или же он явится из настоящей жизни, которая иносказательно тоже называется бездною по причине глубины греховной и волнения страстей на житейском море. Отсюда же выйдет и антихрист — орудие сатаны для уловления людей, за что и будет осужден на погибель в будущем веке.