Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

Престал Божий — херувимы, повелевающие воспевать Его великим и малым в добрых делах, соразмерно с силою каждого. Я думаю, что умершие младенцы, малые по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять Творца нашего Бога.

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца.

Глох народа и вод многих и громов — означает звучность песнопений ангельских и всех небесных сил бесчисленных, как их некогда разумели под водами, яже превыше небес (Пс. 148,4). С ними же поет славу Богу весь собор праведных Господь Иисус Христос чрез Свое человеколюбие воцарился над всеми, которыми раньше обладал, как Творец. Он будет царствовать со властью, как Царь и Судия. Брак Агнца означает союз Церкви со Христом, которого божественные апостолы были устроителями, даровав Церкви духовное обручение, потому что некогда она получит обручение истинное.

Статья пятьдесят седьмая

О таинственном браке и о вечери Агнца

И жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божий.

Виссон указывает на светлость добродетелей, в которую одета Церковь, на тонкость в ведении и высоту размышления и созерцания Божественных оправданий. Вечеря Христова — торжество верных и радость их, которую унаследуют блаженные в вечном чертоге вместе со Святым Женихом непорочных душ: неложен 6о есть обещаеый. Благ будущего века, превосходящих всякий ум, великое множество; поэтому они называются многоразличными именами: иногда — Царствам Небесным за его славу и честность, иногда — раем за неоскудевающую трапезу наслаждений, иногда лоном Авраама за успокоение в нем почивших, иногда же чертогам брачным за бесконечное веселие и ради чистого, неизреченного и истинного соединения Бога со Своими рабами и ради союза, превосходящего телесное общение, как свет и миро отличаются от тьмы и зловония.

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово. Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Ни, клеврет ти есмь. Божественный ангел говорит: не кланяйся мне как предсказателю будущего, ибо исповедание Христа и свидетельствование о Нем внушается духом пророчества. Это же можно понимать и так: и пророчество было для того, чтобы возвестить свидетельство Христово и засвидетельствовать веру святых, а поэтому кланяйся не мне, своему сослужителю, но Тому, Кто имеет власть над всеми. Отсюда же мы узнаем о смиренномудрии ангелов, которые Божественной славы не присваивают себе, как это делают демоны, а относят ее ко Владыке. Будем же и мы, преуспевая друг перед другом в смиренномудрии, исполнять слово Божие: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11.29), чтобы получить успокоение в веке будущем, где всех веселящихся жилище, чуждое всяких болезней, печали и воздыхания, как озаренное светом Христа, Бога Нашего. Ему со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ОТДЕЛ XX

Статья пятьдесят восьмая

О том, что евангелист видел Христа на белом коне вместе со святыми ангелами

И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим.

Отверстое небо означает пришествие Христово, последующее с неба, подобно как у земных царей поднятие занавесов предшествует приговору и осуждению виновных. Белый конь указывает на светлость святых, восседая на которых, Он будет судить народы, испуская огненный пламень из Своих огненно–пламенных очей, то есть всевидящею силою Своею просвещающий, а не опаляющий праведников и пожирающий грешников. Мнози венцы указывают или на власть Его над всем земным и небесным, как ни много на небе чинов ангельских и на земле соборов и престолов святых, или на победу Его над грешниками и по долготерпению Своего домостроительства, по слову Давида: победиши, внегда судити ти (Пс. 50, 6).