Creation. Diary

Четвертый Ангел пролил фиал свой на солнце, п оно получило силу палить людей огнем. И вот людей опалило великим зноем, и они начали хулить имя Бога, поражающего их этими язвами, и не образумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел пролил фиал на престол звериный, и царство его омрачилось: люди от тяжких болезней жевали свои языки и хулили Бога небесного в своих болезнях и в своих язвах, но не образумились раскаяться в делах своих. Шестой Ангел пролил фиал на великую реку Евфрат, и в ней высохла вода, чтобы приготовить в своем ложе путь царям восточным. Видит три духа нечистых, выходящих, как жабы, из уст змия, зверя и лжепророка: эти духи демонские творят знамения и ходят к царям земным собирать их на брань в этот великий день Бога Вседержителя. И собрали их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.

Седьмой Ангел пролил фиал свой на воздух; из храма небесного от престола вышел сильный голос, говорящий: стало. Сделались блистания, громы и голоса; началось страшное землетрясение, такое, какого не было с самого сотворения человеческого. Полетел сильный град в трех частях, и города человеческие пали. Бог вспомнил и о великом Вавилоне, для того чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Своего. Острова и горы исчезли. На людей выпал с неба град большой, и люди хулили Бога от язвы града, так как она слишком сильна.

Создавшему из ничтожества весь мир нетрудно не только превратить его в одно мгновение, но и совсем уничтожить. Боже мой! Когда Ты будешь превращать мир Твой за неправды людские, умилосердись надо мною тогда и не обреки меня на вечные мучения! По беспредельности милосердия Твоего и по ничтожеству моему суди Ты меня, Творче мой. Грешу ли я, творю ли добро при помощи благодати Твоей — я во всяком случае Твой ничтожный раб.

Гл. 17. В этой главе Тайнозрителю показывает Ангел суд великой любодейцы, сидящей на водах многих, то есть, как далее объясняется, суд над градом великим, в котором сходятся люди и народы и племена и языцы. На челе любодейцы написано имя: тайна, Вавилон великий, мати любодейцам и мерзостем земским. Святой Иоанн видел, что она пияна кровъми святых и кровъми свидетелей Иисусовых, и, увидевши ее, чрезвычайно дивился.

Ангел сказал ему: что ты дивишься? Я скажу Тебе тайну этой жены и зверя, ее носящего, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и не стало его; но он выйдет из бездны и пойдет в погибель: живущие на земле, те, коих имена не написаны в книге жизни от сложения мира, удивятся, что зверь был и нет его, и опять предстанет. Семь голов — это семь гор, на которых сидит жена, и семь царей: пять на них пало, один есть налицо, а другой еще не пришел, и когда придет, тогда ему мало остается жить. А зверь, который был и нет, есть восьмой пт семи и пойдет в погибель. Десять рогов — десять царей, еще не принявших царства, но имеющих принять власть царскую на один час вместе ео зверем. У них — одна воля, и все они дадут лисрю силу и власть свою. Они сделают брань с Агнцем и Агнец победит их, так как Он есть Господь господей и Царь царей: те, которые с Агнцем, — званные, избранные и верные Его слуги. Десять рогов звериных возненавидят любодейцу, опустошат и обнажат, плоть ее съедят и сожгут огнем (потому что иное есть несъедомое, любодейца разумеется иносказательно). Все это потому, что Бог вложил в сердца их готовность — сотворить волю Его и составить из себя одну волю (говорится о царях) и дать царство свое зверю, пока исполнятся глаголы Божии. Жена, которую ты видел, есть великий град, который имеет царство над земными царями.

Гл. 18. Тайнозритель видит далее другого Ангела, сходящего с неба, имеющего великую власть: земля просветилась от славы его. В своей крепости он воззвал громогласно: пал, пал Вавилон великий и сделался жилищем бесов, хранилищем птиц нечистых и ненавидимых за то, что вином ярости любодеяния своего напоил все народы. Цари земные любодействовали с ним, и купцы земные от богатства сластей его разбогатели. Затем слышит другой голос с неба, говорящий: выйдите из него, люди мои, чтобы вам не причаститься грехам его и быть невредимыми от язв его: грехи его взошли до небес и Бог помянул неправды его (в Завете везде в этой главе стоит ее, потому что Вавилон иначе называется блудницей). Воздайте ему, как и он воздал вам: чашею, которою он черпал вам, черпайте и вы ему. Сколько прославился и насладился, столько дайте ему мук и рыданий за то, что в сердце своем говорит: я сижу царицей, вдовства не знаю и рыданий не увижу. Потому-то в один день придут на него язвы, смерть, плач и голод, и огнем сожжен будет, так как могуществен Господь Бог, судящий ему. Возрыдают и восплачут ее цари земные, увидевши дым от пожара его, говоря: горе, горе, град великий Вавилон, град крепкий: в один час совершился суд твой.

Ст. 14. И овощи похотей души твоея отъидоша от тебе, и вся тучная и светлая отъидоша от тебе, и ктому не имаши обрести их (это можно в проповедь). Купцы (как и цари, о коих была речь прежде) станут издалеча по причине страха мучений ея, плача и рыдая, и говоря: горе, горе град великий, облеченный виссом и порфирою и червленицею, и позлащеный златом и п илением драгим и бисером яко во един час погибе толико богатство.

О день великий и [33] день Страшного Суда Божия! Как много великого и поразительного будет в этот день. Ангелы Божии! Теперь мы вас не видим, а тогда вы будете мощными, светоносными деятелями на позорище Страшного Суда. Как страшен зрак ваш будет для грешников и как отраден и радостен для праведников. В какой славе живете вы, сильнии крепостию! Вот один из вас сходит на землю — и свет от него осиявает землю. Каков лее Господь славы! Что, если Он сойдет на землю? О, тогда она побежит и не найдет себе места, если Бог не удержит ее.

Гл. 19. Далее Иоанн слышит сильный, единодушный голос многочисленного народа на небе, говорящего: аллилуиа: спасение, и слава, и честь и сила Господу нашему, истинны и праведны суды Кго, потому что Он осудил великую любодейцу, посмрадившую землю любодеянием своим, и отмстил кровь рабов своих, погибших от руки ее. И в другой раз народ сказал: аллилуиа, а дым от нее посходил уже во веки веков. Двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, Седящему на престоле, говоря: аминь! аллилуиа. От престола вышел голос: пойте Богу нашему, все раби Его и боящиися Его, и малые и великие. И вот это слышал, как голос многочисленного народа, как шум множества вод и как раскаты сильных громов, произносящих: Аллилуиа! яко воцарися Господь Бог Вседержитель. Будем радоваться и веселиться и дадим Ему славу, потому что пришел брак Агнца и Его жена совсем готова. Ей дано было облечься в виссон чистый и светлый, а виссон означает правду святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на вечерю брака Агнца — и опять сказал: это — истинные слова Божии. Павши в ноги, я поклонился ему, а он сказал мне: смотри, не делай этого: я клеврет твой и братий твоих, имеющих свидетельство Иисусово: Богу поклонись. И я видел небо отверсто, и вот, белый конь и Сидящий на нем Вереи и Истинен, правосудный и воинственный. Очи у Него как пламень огненный, а на голове у Него много венцов; на Нем написано было имя, которого никто не знал, кроме Его; одет Он в ризу, выкрашенную кровию; имя Его — Слово Божие. Небесные воинства шли за Ним на конях белых, одетые в белый и чистый виссон. Из уст Его выходило оружие острое, которым Он должен был избить народы. На ризе и на стегне Его написано было: Царь царем и Господь господем. Опять я видел одного Ангела, стоящего на солнце; он воззвал громким голосом ко всем птицам: приидите, соберитеся на великую вечерю Божию — съешьте плоти царей, сильных и тысящников, коней и седоков их, плоти всех свободных и рабов, малых и великих. И вот я увидел, что зверь и цари земные и воинства их собрались сделать брань с Седящим на коне и с воинствами Его. И схвачен был зверь и с ним лживый пророк, творивший пред ним чудеса, коими он прельстил людей, принявших начертание зверя и поклоняющихся изображению его, и живые оба ввержени были в озеро огненное, горящее жупелом. Прочие же убиты были оружием Сидящего на коне, исшедшим из уст Его. И все птицы небесные насытились плотию их.

Господи! Сподоби нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать и петь Тебе немолчное: Аллилуиа. Человек! Прислушайся к этому странному, величественному, поразительному голосу, происходящему как бы от многочисленного народа или от множества вод, или, наконец, от сильных громов: Аллилуиа: воцарился Господь Бог Вседержитель. Будем радоваться и веселиться и меть Ему славу, потому что пришел брак Агнца и жена Его совсем приготовилась. Сколько духовных существ будет ликовать в светлых обителях неба и какие бесконечные потоки славословия будут журчать там, выходя из несметного множества уст. Все будут знать только радость, конца не имеющую, и славословие непрестанное, сладостное. Земля с ее горестями и мучениями будет забыта; диавол со своими аггелами и людьми нечестивыми будут в геенне. Святые души или святые Божии человеки соединятся с Богом, и в этом-то соединении миру, радостям и блаженству, коих никто отнять не в состоянии, не будет конца. Так щедро Бог награждает любовь и верность к Себе слуг Своих!

Гл. 20. Святой Иоанн видит Ангела, сходящего с неба, имеющего ключ бездны и большой канат в руке своей. Он схватил диавола и связал его на тысячу лет; потом бросил в бездну, заключил его п печать положил над ним, чтобы он не прельщал людей, пока исполнится тысяча лет; после этого он будет разрешен на малое время. И вот я видел престолы и сидящих на них, которым дан был суд, также души людей, убитых за свидетельство об Иисусе Христе и за проповедь слова Божия, которые не поклонились ни зверю, ни изображению его и не приняли начертания на челах своих и на руке своей: они ожили и воцарились со Христом на тысячу лет. Прочие же мертвецы не ожили и не оживут до исполнения тысячи лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят тот, кто имеет часть в первом воскресении; смерть вторая не будет иметь над ними власти, но будут они иереями Богу и Христу и воцарятся с Ним на тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана разрешен будет из темницы своей и выйдет прельщать людей, живущих на четырех сторонах земли — Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. Вот они вышли на широту земную и окружили стан святых и град возлюбленный. И сошел огонь от Бога с неба и пожрал их. Диавол же, обольщавший их, ввержен будет в озеро огненное и серное (жупелно), туда, где зверь и лживый пророк; они будут мучиться день и ночь во веки веков.

И вот я увидел большой белый престол и Сидящего на нем, от лица Коего побежало небо и земля так, что места не нашлось им. И увидел я мертвецов малых и великих, стоящих пред Богом. Вот разгнулись книги, и иная книга еще раскрылась: это животная книга, книга жизни; и мертвецы приняли суд свой от записей книги по делам своим. Море отдало мертвецов своих, смерть и ад — тоже: все приняли суд по делам своим. И смерть, и ад повержены были в озеро огненное: это — вторая смерть. И всякий, кто не оказался записанным в книге жизни, брошен будет в озеро огненное.

Поразительные картины! Каково видеть, например, белый престол и Сидящего на нем, от молниезрачнаго лица Коего, дышащего всемогуществом и беспредельной властию и величием, побежали и обо и земля и не нашли себе места. Представь это хорошенько, подумай об этом!

Гл. 21. Тайнозритель видит новое небо и новую ломлю, потому что первое небо и первая земля прошли и моря уже не стало; и град святой, новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба, приготовленный подобно тому, как убирают невесту для мужа; и слышит сильный голос с неба, говорящий: это скиния Божия с людьми; Бог будет жить с: ними. И они будут Его людьми, и Сам Бог будет с, ними, Бог их. Он отрет всякую слезу от очей их, и смерти уже не будет, равно как ни плача, ни вопля, ни болезни: все это, бывшее в первом веке, прошло. Сидящий на престоле сказал: вот, Я творю вое новым, — и, обратившись к святому Иоанну, сказал: запиши: эти слова истинны и верны. И опять сказал: совершилось. Я — Альфа и Омега, начало и конец. Жаждущему Я дам пить даром из источника живой воды. Побеждающий наследует все, и Я буду ему Богом, а он будет Мне сыном (а не рабом в противоположность Божию владычеству). А страшливым, и неверным, и скверным, и убийцам, блуд и чародейство творящим, идолослужителям и всем лжецам — всем им часть и озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая.