Creation. Diary

В этих словах виден Бог всемогущий и всеведущий. Он видит, что мышца Его высокая заставит упорного фараона отпустить народ израильский из Египта и что евреи, вышедши из Египта, помолятся Ему в горе Хорив, где Моисей видел чудо. Молитва — дело свободного произволения человека: как Бог сердца человеческого, Бог предвидел и ее. — Слава Тебе, Творче наш, ведущий седание мое и востание мое и провидящий все пути моя (Ср.: Пс. 138, 1, 3).

Ст. 14—15. ...Сый посла мя к вам... Сие Мое есть имя вечное и память родов родом.

Сый... Как прекрасно выражает это слово вечность и неизменность Божества. Для Него нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно настоящее: Сый, или Сущий; тогда Он был Сый, и теперь Сый, и во веки веков Сый! А мы? Нас недавно вовсе не было. Потом чрез посредство родителей Бог воззвал нас к существованию — и мы существуем; но дни наши, как сень, преходят, настоящего у нас одна минута, и та движется и проходит, так что эта минута, которой я называю настоящее, сейчас же становится прошедшей. Будущее не в моей воле, и мне не известно, что я буду в следующую минуту. Таково бытие мое. Возблагоговеем все пред Сущим.

Ст. 22. Да испросит жена от соседы и подруги своея сосуды, сребряны и златы, и ризы: и украсите сыны ваши и дщери вашя: и оберите Египтян.

Египтяне удерживали должную плату евреев, поэтому справедливо Бог повелевает обобрать египтян. Почему Бог повелевает украсить сынов и дщерей еврейских? — Ради торжества избавления от рабства египетского, в котором они были горькими невольниками, в грубых рубищах и не имели ни вида, ни доброты.

Гл. 4, ст. 2. Рече к нему (Моисею) Господь: что сие есть в руце твоей? Он же рече: жезл. И рече: поверзи его на землю. И верже и на землю, и быстъ змий: и отбеже Моисей от него. И рече Господь к Моисею: простри руку и ими за хвост. Простер убо руку, взя за хвост, и быстъ жезл в руце его.

Как не узнать здесь Владыку всякой твари, по слову Коего явился этот мир? Палка по Его всемогущему слову превращается в змия и змий — опять в палку. Не змия только, но и человека так лее легко Он может превратить в палку или в столб. Так жена Лотова превращена Им в соляной столп.

Ст. 6. Рече ему Господь паки: вложи руку твою в недро твое. И вложи руку в недро свое, и изъят ю от недра своего, и быстъ рука его прокажена яко снег. И рече паки ему Господь: вложи руку твою в недро твое. И вложи руку свою в недро свое, и изъят ю от недра своего, и быстъ паки в румянстве плоти своея.

Видишь здесь, человек, Творца своего? Видишь, как слушается Его плоть человеческая, как будто разумная, живая? Видишь, как Он мертвит и живит?..

Ст. 9. ...да возмеши от воды речныя, и проливши на сухо: и будет вода, юже возмеши от реки, кровию на сусе.

Видишь Творца природы? Видишь, Кто создал жидкую стихию? Видишь, Кто образует кровь, хотя не видишь, как? Так и в теле нашем есть вода и кровь; мы видим их, хотя не знаем, как составляется кровь из воды. Подивись же премудрости и всемогуществу Творца. Для того Бог и повелел Моисею сделать эти чудеса, чтобы Египетский царь видел в них перст Живого, истинного Бога. Жрецы фараоновы сделали, по-видимому, то же, но только призрачно, а не истинно.

Ст. 11. И рече Господь к Моисею: кто даде уста человеку (а Моисей отговаривался от посольства косноязычием)? И Кто сотвори нема и глуха, и видяща и слепа? Не Аз ли Господь Бог? И ныне иди, и Аз отверзу уста твоя и устрою тебе, еже имаши глаголати.

Немота нужна была [35] предназначению Моисея; он мог возгордиться [36].

Бог по премудрым целям попускает быть немым, глухим и слепым: мы не должны жаловаться на это. Немота, глухота и слепота не должны считаться большим несчастием: человек может исполнить свое предназначение и при этих недостатках. В словах Божиих ясно видишь премудрого Творца человека.