Creation. Diary

Между тем Господь сказал Моисею: «Простри руку свою на землю египетскую, пусть выйдут пруги на землю египетскую и съедят всю траву и псе древесные плоды, оставшиеся от града». И вот Моисей поднял жезл к небу, и Господь навел южный ветер на целый день и на всю ночь; было утро, и ветер южный поднял пругов и навел их на нею землю египетскую, и они во множестве напали па все пределы земли египетской; прежде этого не было таких пругов и после не будет. И покрыли они всю землю, и истлела земля: они съели всю траву и всякий плод на деревьях; не осталось никакой зелени ни на деревьях, ни на земле, по всей земле египетской. Фараон поспешно позвал к себе Моисея и Аарона и сказал им: «Согрешил я пред Господом Богом вашим и пред вами. Простите еще ныне мой грех и помолитесь Господу Богу нашему, чтобы Он избавил меня от этой смерти». [Моисей вышел от фараона и помолился Господу. Господь переменил ветер; подул сильный ветер с моря и взял пругов, и бросил их в Чермное море: по всей земле египетской не осталось ни одного пруга.

Фараон опять, по жестокосердию, не захотел отпустить евреев. Господь сказал Моисею: «Простри руку свою к небу; пусть будет тьма по земле египетской, осязаемая тьма (густая)». Моисей простер руку свою к небу, и стали тьма, мрак, буря на всей земле египетской три дня. Никто не кидал брата своего три дня, никто не вставал с постели своей три дня, между тем как у израильтян был свет во всех их жилищах. Фараон опять позвал Моисея и Аарона и сказал им: «Идите, послужите Господу Богу вашему: только овец и волов оставьте, а имение ваше пусть пойдет с нами». Моисей сказал: «Нет, ты дай нам и всесожжения, и жертвы, которые принесли бы мы Господу Богу нашему. Не имение только наше, но и скот наш пойдет с нами: не оставим и копыта; мы из него принесем жертвы Господу Богу своему; если не будет с нами скота, чем мы послужим Богу своему, когда придем на место?» Фараон ожесточился на этот раз сильнее всех предыдущих разов. С гневом сказал он Моисею: «Ступай прочь от меня и не являйся больше ко мне на лицо. Если же явишься, смерть тебе». А Моисей сказал: «Если тебе угодно, я не явлюсь к тебе больше».

Гл. 11. Господь говорит Моисею: «Еще одну язву наведу Я на фараона и на Египет, и после того он отпустит вас отсюда. А когда он отпустит вас совсем, тогда выгонит вас, как изгнанников выгоняют из города. Поэтому скажи тайно людям, чтобы испросили каждый у соседа и соседки своей сосуды золотые и серебряные и одежды». Господь устроил так, что израильтяне на этот раз вошли в милость у египтян, и они дали им все по требованию израильтян. — Между тем Моисей и в глазах египтян, и самого фараона и чиновников его стал весьма великим человеком. И сказал Моисей: «Вот что говорит Господь: в полночь Я войду в Египет, и изомрут все первенцы в земле египетской — от первенца фараона, который сидит на престоле, и до первенца рабыни, что у жерновов, и до первенца всякого скота: и будет сильный плач по всей земле египетской, какого не было и не будет. А между сынами Израиля и пес не поскомлет языком своим, не только не умрет ни один первенец израильский и ни одно животное, чтобы ты видел, как прославится Господь между египтянами и израильтянами. И все эти отроки твои придут ко Мне с поклоном, говоря: «Ступай же ты и все люди твои, которых ты хочешь вести с собою». Затем Я уже перестану посылать казни Мои на Египет». Моисей вышел от фараона с гневом. И сказал Господь Моисею: «Не послушает вас фараон, чтобы Я умножил знамения и чудеса в земле египетской». И Моисей и Ларон сделали все чудеса пред глазами фараона, по он ожесточился и не захотел отпустить израильтян.

Гл. 12. Господь устанавливает для сынов Израиля пасху — в память исшествия их из Египта. Праздник этот должен был начаться с 14-го числа первого месяца, или того месяца, в который они вышли из Египта, и продолжиться до 21-го числа до вечера. Семь дней никто не должен был есть кислого, но должны были все есть опресноки с мясом (пасхального агнца) и горькими травами. Все это надлежало есть ночью и к утру следующего дня не оставлять ничего. Пасхальный агнец должен был съедаем без раздробления костей. Каждое семейство должно было закалать агнца; если число членов семейства было очень мало, так что печеного агнца могла остаться значительная часть, то надлежало занять несколько человек из другого семейства, чтобы агнец съеден был весь. Вечером того дня, в который закалали агнца, нужно было помазать кровью его обе подбои и порог дверей в каждом доме израильтянина: это было знамением (будущего избавления кровью) яко Агнца непорочна и пречиста Христа (1 Пет. 1, 19) и настоящего избавления от смерти всех первенцев еврейских. Праздник этот должен был отправляться во все роды вечно, то есть до пришествия обещанного Мессии.

В полночь Господь поразил смертию всякого первенца в земле египетской. Фараон, его чиновники и все египтяне поднялись ночью с ложей своих и наполнили воплями своими весь Египет, потому что не было дома, в коем бы не было мертвеца. Ночью же фараон позвал Моисея и Аарона и сказал им: «Ступайте, отойдите от людей моих; идите, послужите Богу вашему так, как вы говорили: и овец и скота возьмите; да и обо мне помолитесь».

Теперь египтяне стали силой гнать евреев из земли своей, говоря: «Пожалуй, мы все умрем изза вас». Евреи выпросили у египтян сосуды серебряные и золотые и одежды, все дано было им, и евреи обобрали египтян. 430 лет жили евреи в Египте, как сказал Господь Аврааму. И чрез столько-то времени вышла вся сила Господня (замечательное выражение) из земли египетской ночью.

Гл. 13. Столп облачный и столп огненный.

Гл. 14. Спустя недолгое время фараон раскаялся, что отпустил евреев; вскоре же запряг свои колесницы и собрал весь народ свой, способный носить оружие, также 600 избранных колесниц, всех коней египетских и сверх того тристаты. Вот он погнался сзади израильтян и нашел их ополчившимися при море. Израильтяне заметили египтян; ужаснулись и подняли вопли к небу, потом стали роптать на Моисея, говоря: «Для нас не было смерти в Египте, так ты вывел уморить нас в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не говорили ли мы тебе в Египте: оставь нас работать египтянам; да и действительно лучше нам было работать египтянам, чем умирать в этой пустыне». Моисей отвечал им: «Мужайтесь, стойте и смотрите, как сегодня Господь спасет нас; вы видели ныне пред глазами своими египтян, но скоро не увидите их. Господь Сам будет поборать no вас, а вы молчите». Между тем Господь воззвал к Моисею, говоря: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, пусть они идут. А ты возьми жезл свой — простри руку свою на море и рассеки его, пусть израильтяне пройдут посредине моря посуху. Я и ныне прославлю Себя: все египтяне узнают, что Я — Господь». — И вот клялся спереди Ангел Божий, ходящий пред полком сынов израилевых, и пошел сзади их; взялся также спереди и столп облачный и стал позади их, и положил этим разделение между полком египетским и полком еврейским; сделались тьма и мрак, наступила ночь, и оба полка не смешались друг с другом всю ночь.

Моисей между тем простер руку на море: сильным южным ветром Господь взбурлил и разогнал коду морскую, вода расступилась и море стало сушею в известном месте. Израильтяне вступили к море посуху и шли среди двух стен воды, по правую и левую руку. За ними тронулись и египтяне: все кони фараоновы, колесницы и всадники тронулись в море. В утреннюю стражу Господь воззрел на полк египетский, стоявший в столпах огненном и облачном, и привел его в смятение — связал оси колесниц и вел их с трудом. Египтяне сказали: «Побежим от израильтян, потому что Господь Бог поборает за них». Но в это время Господь сказал Моисею: «Простри руку свою на море, пусть соединится вода и покроет египтян, их всадников и колесницы». Моисей простер руку на море, и к следующему дню вода устроилась на место; египтяне бежали под водою, внизу двух стен воды по ту и другую сторону, и вытряс их Господь (как землю, как сор) среди моря. Вода сдвинулась и покрыла колесницы и всадников и всю силу фараонову, никто не остался из них. А израильтяне благополучно прошли по суху. Благодарные за избавление от явной погибели сыны Израиля с вождем своим Моисеем воспели Господу следующую песнь.

Гл. 15. Поем Господу, потому что Он славно прославился, коня и всадника поверг в море. Помощником и Покровителем стал Он для меня на спасение: Он — Бог мой, я буду прославлять Его, Он — Бог отца моего, стану я величать Его. Он — Господь, сокрушающий брани, Господь имя Ему. Колесницы египетского царя со всею его силою повергнул в море, избранных всадник множество потопил в Чермном море. Пучиною покрыл Он их, погрязли они в глубине как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась в силе, десная рука Твоя, Господи, сокрушила врагов, множеством славы Своей стер Ты сопротивников, послал гнев Свой, поел он их, как стебли растений. От духа ярости Твоей расступилась вода, воды отвердели как стена; огустели и волны среди моря. Враг говорил: погнавшись, догоню их, разделю сокровища, удовольствую душу мою, убью их мечом, господствовать будет рука моя. Но вот Ты послал Духа Своего, и покрыло их море, погрузились они, как олово в большом количестве вод. Кто подобен Тебе между богами, Господи, кто подобен Тебе? Ты славишься во святых, дивен в славе; Ты творишь чудеса. Ты простер десницу Свою, и их пожрала земля. Между тем этих людей Своих, которых избавил из руки врага, Ты наставил правдою Своею и пр.

Так торжественна и восторженна была песнь сынов Израилевых, избавленных от руки врага. Но и новый Израиль имеет причину так же и еще Польше радоваться, чем старый. Мы избавлены от лютейших врагов, диавола и смерти.

Гл. 16. О крастелях и о манне. Манна в шестой день собиралась в двойном количестве, и в субботу не позволялось ни печь, ни варить. Так и духовный Израиль должен упраздниться в воскресный день от всего житейского и заняться бого мыслием и исследованием дел Божиих.

Гл. 17. Об изведении воды из камня и о войне с амаликитянами. Удивительна сила Креста еще в Нотхом Завете. Крестообразное воздвижение рук Моисеем было причиною победы над Амаликом.

Гл. 18. Совет Иофора, тестя Моисеева, о легчайшем управлении народом.