Creation. Diary

Итак, слава Господня открывалась на горе в пламенеющем огне, потому что Бог есть Свет и Огнь, попаляющий нечистоты человеческие.

Гл. 25—30. Об устроении скинии, о поставлении в первосвященники Аарона и во священники — сынов его, об устройстве для них священных одежд и пр.

Гл. 31, ст. 3—5. Господь избирает из колена Иудова сына Урии и Ора, называет его именем Веселеила и наполняет его духом Божиим премудрости и смышления и ведения, во всяком деле разумети и архитектонствовати, делати злато и сребро и медь, и синету и багряницу, и червленицу прядену и виссон сканый, и каменное дело, и различная древоделства делати но всех делех.

О Господи всемогущий и Отче преблагий! Ты все Сам благоволил сделать для устроения скинии: и образец показал, и мастера дал, научив его заблаговременно всему. И теперь различные мастера получают от Бога свое умение, свое искусство. Здесь же — о скрижалях с заповедями.

Гл. 32. Евреи сливают себе золотого тельца. Моисей, бывший с Богом на горе, извещается об этом от Бога, Который велит ему оставить Его, угрожает истребить идолопоклонников и вместо истребленного народа обещает от Моисея произвесть многочисленный народ. Моисей умоляет Господа о народе и говорит: «Зачем Ты, Господи, гневаешься так на людей Твоих, которых вывел Ты из земли египетской крепостию великою и мышцею Твоею высокою. Если Ты истребишь их в пустыне, египтяне скажут: Он хитростию вывел их с тем, чтобы погубить в горах и истребить их с земли. Утоли гнев Твой и будь милостив ко грехам людей Твоих, вспомнив Авраама, Исаака и Иакова, рабов Твоих, которым Ты клялся Собою и говорил им: в сильной мере умножу Я семя ваше (люди называются семенем, потому что и они, как растения, образуются из семян) как звезды неба — в таком множестве — и дам эту землю, в которую мы идем и которую Ты обещал дать потомству их в вечное владение». Господь умилостивился.

Ст. 32—34. ...Аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал ecu. И рече Господь к Моисею: аще кто согреши (разумеется грех тяжкий, например, идолопоклонство) предо Мною, изглажу его из книги Моея: ныне же иди, сниди и возведи люди сия на место, еже рех тебе (в Египте): се, Ангел Мой предъидет пред лицем твоим.

Какое самоотвержение Моисея ради спасения своих соотечественников! Великая душа! Недаром Бог избрал его в вожди. Как величественно говорит Моисею Бог: «Кто согрешил предо Мною, того Я изглажу из книги вечной жизни, а тебя за что Я стану изглаживать? Ступай, сойди с горы и приведи этих людей в то место, о котором Я скаил тебе еще в Египте, — в землю Ханаанскую: нот Ангел Мой пойдет опять пред вами!»

Гл. 33. Затем обещает Моисею дать Ангела для изгнания хананейских народов из земли их, а Сам отказывается идти с евреями за их жестоковыйность и чтобы не убить на пути Моисея. Далее Господь наказывает Моисею, чтобы евреи сняли праздничные одежды свои и утварь, и взяли они от горы Хорива одежды свои и утварь свою. Моисей снимает свою кущу, устанавливает ее вне полка, вдалеке от него, и прозывает ее скинией сведения. Всякий, кто взыскивал Господа, входил к эту скинию. Когда же входил в нее Моисей, народ весь стоял и смотрел у дверей своей кущи и смотрел за отходящим Моисеем до тех пор, пока он входил в самую скинию. Когда же Моисей изошел в скинию, сошел столп облачный и остановился пред дверями скинии: из облака Сам Господь говорил с Моисеем. Весь народ видел столп облачный, стоящий пред дверями скинии, и вот весь народ встал и поклонился каждый из дверей кущи своей. И Господь говорил с Моисеем лицем к лицу так, как говорит кто-нибудь со своим другом; по окончании Богособеседования Моисей отпускаем был из скинии в полк, а слуга Моисея Иисус Навин не выходил из нее.

Моисей сказал Господу: «Вот Ты говоришь мне: поведи людей этих; между тем не открыл, кого пошлешь со мною. А Ты сказал мне: Я знаю тебя больше всех и ты имеешь благодать у Меня. Итак, если я имею благодать у Тебя, открой мне Себя Самого, чтобы я раздельно и ясно видел Тебя и самым делом обрел благодать пред Тобою и что этот многочисленный народ есть Твой народ». Господь говорит ему: «Я Сам буду идти пред тобою и упокою тебя». Моисей Ему: «Если Сам Ты не идешь с нами, то не выводи меня отсюда (язык любви, не хотящей разлучаться с Богом). Да и как, в самом деле, будет известно, что имеем благодать у Тебя и я и люди Твои, если не в том только случае, когда Ты пойдешь с нами? Тогда я и народ Твой будем прославлены больше всех народов, какие есть на земле». Господь говорит Моисею: «И это слово, которое ты сейчас сказал, Я исполню, потому что ты обрел благодать у Меня, и Я знаю тебя больше всех». Моисей говорит: «Покажи мне славу Твою». Господь отвечал, что человек не останется жив, если увидит лице Его, существо Его, впрочем, прибавил: «Вот у Меня место, и ты стань на камне. Когда прийдет слава Моя, Я положу тебя в расселине камня и покрою тебя Своею рукою, пока мимоиду; затем отыиму руку Мою, и тогда ты увидишь след Мой, зад Мой, но лице Мое не явится тебе».

Страшно помыслить, в каком положении был бы Моисей в то время, когда Господь проходил над ним в Своей славе, и какое неописанное блистание Божества, невыносимое для бренного ока, было в это время. Да, по всей справедливости и Моисей, говоривший с Богом лицем к лицу, не вынес бы этого блистания, этого бесприкладного величия Божества. Когда Господь был в облаке, тогда можно было говорить лицем к лицу, но теперь — не то. Если и тогда явление Бога на Синай поколебало землю, то что будет с этим оренным телом, которое носит человек, с его душою, всегда нечистою пред Богом? — Смерть, исчезновение!

Гл. 34, ст. 3. Да никто же взыдет с тобою (на гору Синай), ниже да явится на всей горе (наверху ея вдали от места Богосошествия или на склоне ея): и овцы и говяда да не пасутся близ горы тоя.

Бог благопромыслительно заботится, чтобы ктонибудь из людей по любопытству видеть Бога, или из животных, ищущих себе пищи, не подошел к горе или на самую гору, освященную особенным присутствием Бога всемогущего и страшного, и не погиб мгновенно от неприступного величия Его, потрясающего и попаляющего Своим прикосновением все дебелое, вещественное и нечистое. Велик и страшен Ты, Боже наш. Как должны мы быть духовны и чисты, чтобы удостоиться Твоего лицезрения!

По повелению Господню Моисей утром восходит на Синай с двумя каменными скрижалями. Нот Господь сошел на гору в облаке; Моисей предстает пред Ним и призывает Его по имени. Господь прошел мимо пред ним и воззвал: Господь, Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен, и правду храняй, и творяй милость в тысящы, отъемляй беззакония и неправды и грехи (ст. 6—7). Моисей поспешно приник лицом к земле, поклонившись Богу, и сказал Ему: «Если я обрел благодать у Тебя, то да пойдет Господь мой с нами: мне ничего по сделать с этим народом, это — жестоковыйный Народ. А чтобы Тебе идти с нами, Ты отъими беззакония и грехи наши, и мы будем Твоими».

Это было живым напоминанием, что и людей, и животных плодит Сам Бог, питая и возращая их. Шесть дней работать, а в седьмой почивать от дел; делать праздник начала жатвы пшеницы (и пшеницу, вообще все плоды Бог возращает) и праздник собрания ее — среди лета. Три раза в году всякий мужеский пол должен был являться пред Богом — в скинию или во храм. Начатки от первособранного жита должно было вносить в дом Божий. Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей, не евши, не пивши. В это время лицо Моисея просветилось несозданным светом лица Божия так, что Аарон и израильтяне, увидев его, побоялись приступить к нему, и он должен был надевать покрывало на лицо свое и снимать, когда являлся лицу Бо жию.