Creation. Diary

Пс. 50. Помни, в каком состоянии царь пророк. Давид писал этот псалом и с каким глубоким чувством раскаяния произносил его пред Богом. Не произноси и ты его как попало, скоро, небрежно, не чувствуя силы значения каждого слова.

Пс. 51. Сильный, что ты хвалишься в своей злобе, зачем язык твой весь день умышляет беззаконие и неправду? Зачем лесть свою сделал ты как острую бритву? Отчего ты любишь злодеяния больше добродетели и говоришь неправду больше, чем правду... За это Бог разрушит тебя до конца, вырвет тебя и переселит от того места, в котором ты живешь, и даже корень твой — от земли живых. Праведные увидят — и ужаснутся, и посмеются над ним, говоря: «Вот человек, который не хотел иметь Бога помощником своим, но полагался на богатство свое и был силен только суетою своею». А я — как плодовитая маслина в дому Божием: уповаю на милость Божию (а не на богатство) во век и в век века. В век буду исповедовать дела Твои и терпеливо буду сносить посещения Твои, потому что они благотворны для святых Твоих. Только люди благочестивые достойны вполне даров здешней жизни; грешники пользуются ими из милости Божией. Они не достойны того места, где живут, и потому-то Бог угрожает вырвать их, так сказать, как негодное, сухое дерево, с корнем их от земли живых.

Пс. 52, ст. 3 и далее. Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребны быша: несть творяй благое, несть до единаго.

Вот что Бог увидел на земле Своей, приникши посмотреть на нее, есть ли на ней люди, разумевающие и ищущие Бога. На всей земле не нашлось избранных: все удалились от Бога, забыли Его, все стали непотребными тварями, никто не делал добрых дел, никто — до одного, тогда как человек для того и создан, чтобы делать дела добродетели, взыскивать и познавать Бога и любить Его всеми силами души.

Каково видеть Отцу, когда дети совсем оставляют и забывают Его и вместо законного Отца прилеплЯЮТСЯ сердцем к незаконным, вымышленным отцам, например, когда говорят древу: бог мой ecu ты, и камени: ты мя родил ecu. Как же в таком случае не быть Богу Богом — ревнителем по писанному: Аз есмь Бог твой, Бог ревнитель? Это — снятая ревность, необходимый плод святой любви.

Пс. 53, ст. 5. Чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

Кто эти чуждые и крепкие? Это — грехи: грехолюбивая плоть, грешный мир и диавол. Они восстают на нас постоянно и никогда не хотят иметь пред очами своими Бога.

Ст. 8. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо.

Ты можешь отнести это к себе: ты жрешь Богу жертву бескровную; жри ее всегда волею, а не невольно, с охотою, а не принужденно. Ты, далее, имеешь тысячу причин исповедаться имени Господню, что оно благо.

Пс. 54, ст. 1-4. Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: восскорбех во искушении моем, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича.

Ах, как часто должен взывать человек подобною молитвою! Сколько причин к постоянной, внутренней молитве! Человек каждый день и час падает, грешит, и когда согрешит, в душе происходит беспокойство, смятение, тоска, тяжесть, потребность в помиловании; тогда душа невольно молится Богу, уста произносят как бы машинально: помилуй мя, Боже! Боже, милостив буди мне, грешному. Как хочется нам в этой греховной скорби, чтобы Бог внушил нашу молитву и не презрел моления нашего.

Пс. 55, ст. 5. ...на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть.

Человек праведный, богобоязненный не страшится людей, потому что надежда его — Бог всемогущий и праведный. В самом деле, что может сделать мне эта плоть, этот человек, который сам во всем так ограничен, бессилен, что не весть, что утре с ним случится?

Пс. 56, ст. 1-2. Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие.