Creation. Diary

Гл. 23, ст. 34. Отче, отпусти им: не ведят бо что творят.

Так молился распятый Иисус. И мы так же должны молиться за врагов. Большею частию люди, точно, бывают по слепоте злобны к нам. Если бы они хорошенько знали тех, до кого они злы, то не стали бы так подло поступать с ними.

Ст. 49. Стояху же вси знаемии Его издалеча, и жены споследовавшыя Ему от Галилеи, зряще сия.

Те, коих сердцу всего ближе был Иисус распятый, стояли издалеча от креста, потому что ближайшие места заняты были старцами иудейскими, воинами и народом. Они следили взором за вожделеннейшим Господом — и вот, когда Иосиф положил тело Его во гробе нове, они заметили гроб, и яко положено быстъ тело. Возвращшяся они уготовали Божественному Мертвецу ароматы и миро: и в субботу убо умолчаша по заповеди (Исх. 20,10).

Гл. 24 и последняя. Во едину же от суббот, то есть в первый день после субботы, зело рано приидоша на гроб, носящя яже уготоваша ароматы: и другия с ними: обретоша же камень отвален от гроба, и вшедшя не обретоша телесе Господа Иисуса. И быстъ не домышляющымся им о сем, и се, мужа два стаста пред ними в ризах блещащихся. Пристрашным же бывшым им и поклоны шым лица на землю, рекоста к ним: что ищете живаго с мертвыми? (Ст. 1—5.).

Ах, Ангели Божии! Вы весьма хорошо знаете Живого и животодержавного своего и нашего Господа, а люди по слабости, по слепоте своей все думают, что их Сладчайший Иисус, как все люди, жил, умер и чрез смерть перестал существовать для них более на земле? Это — вопрос ангельский и совершенно идет к вам, как к духам, живым, бессмертным, зрящим постоянно лице Живого Бога; но нам он кажется очень смелым? Как нам не искать между мертвыми нашего Иисуса, когда мы сами видели, что Его положили во гроб, когда мы сами знаем, что Он в мертвецех вменився? Вы видите Его присноживущее Божество; Его живую душу, а мы, как обложенные плотию, прежде всего видим Его тело погребенное: и принесли ароматы и миро помазать Его.

Ст. 44. Сия суть словеса, яже глаголах к вам, еще сьш с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне.

Божественность нашего Спасителя очевидна, между прочим, из того, что на Нем исполнились прообразования и пророчества Ветхого Завета; никакого важного дела в жизни Иисуса Христа не было, которое бы не предсказано было или не прообразовано в Ветхом Завете.

Января 13-го 1857 года.

Мысли при чтении Евангелия от Иоанна

Гл. 1, ст. 3—5. Вся Тем (Ипостасным Словом) быша, и без Него ничтоже быстъ, еже быстъ. В Том живот бе (как для всего мира, так и, в частности, для разумных тварей), и живот бе свет человеком: и свет во тме светится, и тма его не объят...

Ст. 9—11. Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир: в мире бе (этот Свет истинный, это Ипостасное Слово Божие), и мир Тем быстъ (получил бытие), и мир Его не позна: во своя прииде, и свои Его не прияша (во своя, то есть к народу израильскому, которому постоянно покровительствовал, в котором сделал бесчисленное множество чудес, которого руководил, как отец руководит дитя свое).

Чудное дело: приходит во плоти на землю Творец мира —

Даже народ, который Он усвоил Себе, избрал из всех народов земных, которому сделал тысячи величайших благодеяний — с тех пор, как избрал его Себе и до самого пришествия Своего — в продолжение нескольких тысяч лет, не принял Его: во своя прииде, и свои Его не прияша. Какое крайнее снисхождение Божества! Какая любовь, превышающая всякую меру! Все это снисхождение Творца — для того, чтобы спасти погибающую разумную тварь, а страшна, неописанно страшна погибель разумной твари, потому что эта погибель — вечная, бесконечная. Если бы она не была ужасна, Сын Божий не истощил бы Себя, так и Небесное Правосудие наказало бы достойно самого человека, а не Богочеловека.