Creation. Diary

Человек домовитый выходил пять раз нанимать делателей в виноград Свой: рано утром, в третий, шестой, девятый и одиннадцатый часы. Эти периоды означают периоды бытия рода человеческого, или бытия мира и бытия каждого человека в отдельности. Сначала говорится, что Он изыде зело утро наяти. Это значит: вскоре после того, как сотворил человека. Так, Им наняты были в виноград Свой Адам и другие люди первобытного мира. Они делали в винограде Его, приумножая вверенные им от Него таланты. Затем видим делающими в Его винограде — послепотопных патриархов Ноя, Авраама, Иссака, Иакова и других, затем пророков, благочестивых царей и других праведных мужей. Время после потопа равняется третьему часу великого дня мира. Затем шестому часу, времени полного света, равняется светозарное время Нового Завета. В это время делали апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники и другие. Девятому часу равняется позднее время бытия мира; одиннадцатому — самое позднее, последнее время. Во все эти периоды были, есть и будут в винограде Господнем делатели, которые умножают достояние Владыки мира чрез разрабатывание духовной почвы души человеческой, имеющей способность плодить из себя добрые дела, как сладкое вино Святой Троице. Впрочем, эти времена дня (раннее утро, 3-й, 6-й, 9-й и 11-й часы) означают и периоды жизни каждого человека в отдельности. Иного Господь нанимает в виноград Свой зело утро, то есть во время самой ранней его молодости, и мы знаем людей, которые начали работать Господу с отроческих лет и работали до глубокой старости; других Господь призывает в третий час дня их жизни — в летах юности, и они с этого времени работают Ему; третьих — в 6-й час, в зрелом возрасте, четвертых — в 9-й час, под вечер их жизни, пятых, наконец, в глубокой старости, или под самый конец их жизни. Все получают одинаковую цену за свои труды по благости щедрого Господа. Не отчаивайся же, душа моя, в своем спасении: только старайся досгигнугь его. Впрочем, советую тебе работать не столько из-за пенязей, из-за мзды небесной, сколько ради Самого Господа. За бескорыстие, усердие и преданность Господь заплатит тебе весьма щедро.

А сказано: приимет кийждо мзду по своему труду [13].

Далее на 94-й странице [14].

Мысли при чтении Апостольских посланий

Соборное послание святого апостола Иакова

Гл. 1, ст. 6 и 7. Кто в молитвах своих не имеет живой веры и колеблется сомнениями, тот, кроме неприятного сравнения с волнами моря, поднимаемыми и разбиваемыми о скалы ветром, есть человек двоедушный, непостоянный, ветреный во всех делах своих, или, по Апостолу, неустроен во всех путях своих. Какое прекрасное, единственное, точное сравнение человека, сомневающегося в молитве, с волнами! Так и видишь, что душа такого человека то возвышается к Богу с желанием и вдруг упадает и теряет свою надежду в этом житейском море. А его двоедушие! Отчего бывает у человека эта твердая непоколебимая уверенность в том, что он примет просимое? Не оттого ли, что душа его тверда как адамант, потому что окрепла под гнетом нужды и бед, не оттого ли, что он сознает всю нужду свою в просимом благе, что он сам — человек прямой, недвоедушный. Поэтому кто сомневается в получении просимого, тот, верно, человек слабый, не имеет сильной нужды и, вдобавок — человек лукавый.

Гл. 4, ст. 7—10. Повинитеся убо Богу, протиаитеся же диаволу, и бежит, от вас. Приближитися Богу, и приближится вам: очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша,.двоедушнии: постраждите и слезите и плачитеся: смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетование: смиритеся пред Господем, и вознесет вы.

Как у нас извращен порядок нравственной жизни! Мы повинуемся тому, кому следовало бы противиться всею силою души, и противимся иногда всеми силами Тому, Кому мы обязаны совершенным повиновением. Творец наш имеет неотъемлемое и неоспоримое право на наше совершенное Ему повиновение, как Виновник нашей жизни и нашего благополучия; и пусть бы еще это повиновение было для нас тягостно, мучительно, как повиновение рабов жестокому господину, пусть бы от этого повиновения получал хоть какую-нибудь выгоду Господь наш с ущербом наших выгод, нашего благосостояния. Но этого никто не может сказать: искреннее повиновение Господу легко и животворно, как повиновение добрых, нежных детей нежнейшим родителям; Господь, Который Сам дает всем живот, и дыхание, и все, ничего не приобретает от нашего повиновения Ему; мы не только не теряем ничего, детски повинуясь Ему, — напротив, приобретаем все. Как добрые родители не отказывают ни в чем своим добрым и послушным детям, так Отец Небесный, Отец щедрот и всякия утехи (2 Кор. 1, 3) ничего не жалеет для послушных чад Своих: Он дарует им любовь Свою, которая дороже и приятнее всего на свете, дарует мир их душе, превосходяй всяк ум (Фил. 4, 7), и животворную радость, которой никто не может отнять у них и которая служит залогом будущих нескончаемых радостей в светлых обителях на небе. Не гораздо ли лучше поэтому взять твердое намерение повиноваться Богу во всем, а диаволу непременно и всеми силами, до крови, противиться как твари, притом враждебной Богу, которая не имеет решительно никакого права на наше повиновение ей; которой, напротив, как падшей и находящейся в непримиримой вражде с Богом, мы обязаны при самом рождении, в таинстве крещения, противиться всеми силами. Будем же противиться ему во всем, и он убежит от нас. Если мы в постоянном плену у него, если он постоянно находится при нас, то оттого именно, что мы нисколько не противимся ему. А сколько у нас прекрасных средств к обороне от него: сладчайшее и всесильное имя Господа Иисуса, Его Животворящий Крест составляют ужас и страшный бич для диавола и его аггелов; надобно только с сознанием и верою произносить почаще краткую молитву ко Господу: Господи, помилуй и спаси мя — и делать на себе изображение Животворящего Его Креста.

Приближитися Богу, и приближится вам: очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии: постраждите и слезите и плачитеся: смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетование.

Бог всегда готов принимать нас, как отец чад, в объятия любви Своей. Но мы сами, несчастные, бежим на страну далече от Отца Своего Небесного, претерпевая там, вдалеке от Него, все бедствия, какие необходимо должны постигнуть разумную тварь, оставившую Своего Творца, Источник духовного света, жизни и блаженства. Бежим мы от Него своим умом, который помышляет только о мире и о том, что в этом мире, об его суетных удовольствиях и о средствах к их снисканию и умножению; бежим от Него своим сердцем, которое привязывается к здешней жизни и ее благам, к людям, соединенным с нами узами крови или свойства, или к временным благодетелям, оказавшим какие-нибудь неважные благодеяния в жизни семейной или общественной, бежим от Него, наконец <?>, своею волею, которая не любит исполнять Закона Божия, а любит творить похоть мира и диавола. Приближитесь, приближитесь к Богу, и Он опять приближится к вам со Своим миром, радостию и блаженством!

Ст. 13—14. Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдем в он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение: иже не весте, что утре случится: кая. бо жизнь ваша? Пара бо есть, яже вмале является, потом же изчезает.

Жизнь наша в руках Божиих: мы не можем расчислить наверное, будем ли живы завтра. Мы — слабое и мимолетное творение; наша жизнь — как пар, на короткое время являющийся и потом исчезающий. Какое побуждение к тому, что всякою минутою жизни пользоваться благоразумно, искупать время, по Апостолу.

Гл. 5. Обращение к богатым с глубоким сожалением о горькой участи, имеющей постигнуть их и любимый ими металл, и с упреком в притеснении ими бедных. — И к бедным — с отеческим убеждением: терпеть до пришествия Господня.

Гл. 5, ст. 9—10. Не воздыхайте, братие моя, говорит он, друг на друга, да не осуждени будете: се, Судия пред дверьми стоит. Образ приимите, братие моя, злострадания и долготерпения, пророки, иже глаголаша именем Господним.