Creation. Diary

Ст. 16. Не ecu послушаша благовествования. Исаия бо глаголет: Господи, кто верова слуху нашему?

Как прежде это было, так и теперь есть: весьма многие не слушают слова благовестил.

Ст. 20 и 21. Исаия дерзает и глаголет: обретохся неищующим Мене, явлен бых не вопрошающим о Мне. Ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающым.

О, как бесконечно велика милость Твоя, Господи, к нам, грешным. Мы не ищем Тебя и Писаний, являемых к нам; мы не покорны Тебе, пререкаемся Тебе, а Ты, как нежнейший Отец, воздеваешь, простираешь к нам Свои руки!

Я, автор, свидетельствую, что это все правильно [17].

Римл. Гл. 11, ст. 30—33, 36. Эта глава едва ли не единственная в посланиях апостола Павла по высоте созерцания ума апостольского. В ней сокрывается глубокая тайна спасения всего мира. Как же? Ужели весь мир спасется? Да, спасется. Каким образом? Для людей самым странным! Чрез противление Богу, хотя противление удаляет от Бога и подвергает погибели. Якоже, говорит он, вы (язычники) иногда противистеся Богови, ныне же помилованы бысте сих (иудеев) ради противления: такожде и сии (иудеи) ныне противишася вашего ради помилования, да и тии помиловани будут. Затвори бо Бог всех в противление, да всех помилует.

Апостол сам пришел в восхищение от созерцания Божественных тайн спасения мира и непосредственно за этим воскликнул: о, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Я ко не испытани судове Его и неизследовани путие Его... Я ко из Того и Тем и в Нем всяческая. Тому слава во веки. Аминъ.

Благоговея пред непостижимыми путями Господа, он славословит Его от полноты восторженного чувства. Изумительно. Бог сначала попустил язычникам противиться Ему, а потом — иудеям — с тем, чтобы и тех и других спасти. Не сомневаюсь в этом: иначе попустил ли бы Бог, чтобы от Агари и Исмаила произошло столько народов? А для чего Он сохранил в пустыне жизнь младенчествующего Исмаила, для чего Он не дал ему умереть, если Он знал, что от него произойдут сыны погибельные? Разве Он хочет погибели человека? Зачем Он Сам обещал произвести из него многочисленный народ? Нет, Бог знает, что делает; Его премудрость и благость найдут средства спасти мир... Впрочем, нераскаянным грешникам, извергам человечества предстоит несомненно вечная погибель.

Надо чаще читать эту главу и размышлять о содержании ее. Апостол, можно сказать, высказался здесь весь, со всеми апостольскими тайнами, раскрыл Божественные сокровища веры. Понимать эту главу по понятию Златоуста, а не по своему.

Гл. 12 , ст. 11—13. Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе, требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся.

Ст. 16—19. ...Не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся: не бывайте мудри о себе: ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу (Божию). Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь.

Ст. 21. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое.

Гл. 13, ст. 8—12. ...Любяй друга закон исполни. Еже бо: не прелюбы сотвориши, не убиеши, не украдеши, не лжесвидетельствуешь, не похощеши, и аще кая ина заповедь, в сем словеси совершается, во еже: возлюбиши искренняго твоего, якоже сам себе. Любы искреннему зла не творит: исполнение убо закона любы есть... Ныне ближайшее нам спасение... нощь убо прейде, а день приближися.

Гл. 14, ст. 4. Ты кто ecu судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его.