Creation. Diary

Благоговея пред непостижимыми путями Господа, он славословит Его от полноты восторженного чувства. Изумительно. Бог сначала попустил язычникам противиться Ему, а потом — иудеям — с тем, чтобы и тех и других спасти. Не сомневаюсь в этом: иначе попустил ли бы Бог, чтобы от Агари и Исмаила произошло столько народов? А для чего Он сохранил в пустыне жизнь младенчествующего Исмаила, для чего Он не дал ему умереть, если Он знал, что от него произойдут сыны погибельные? Разве Он хочет погибели человека? Зачем Он Сам обещал произвести из него многочисленный народ? Нет, Бог знает, что делает; Его премудрость и благость найдут средства спасти мир... Впрочем, нераскаянным грешникам, извергам человечества предстоит несомненно вечная погибель.

Надо чаще читать эту главу и размышлять о содержании ее. Апостол, можно сказать, высказался здесь весь, со всеми апостольскими тайнами, раскрыл Божественные сокровища веры. Понимать эту главу по понятию Златоуста, а не по своему.

Гл. 12 , ст. 11—13. Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе, требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся.

Ст. 16—19. ...Не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся: не бывайте мудри о себе: ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу (Божию). Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь.

Ст. 21. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое.

Гл. 13, ст. 8—12. ...Любяй друга закон исполни. Еже бо: не прелюбы сотвориши, не убиеши, не украдеши, не лжесвидетельствуешь, не похощеши, и аще кая ина заповедь, в сем словеси совершается, во еже: возлюбиши искренняго твоего, якоже сам себе. Любы искреннему зла не творит: исполнение убо закона любы есть... Ныне ближайшее нам спасение... нощь убо прейде, а день приближися.

Гл. 14, ст. 4. Ты кто ecu судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его.

Падаем мы сами, по свободному, злому произволению своему. А восставляет нас всесильный Бог Своею благодатию.

Ст. 7—8. Никтоже нас себе живет и никтоже себе умирает: аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще убо живем, аще умираем, Господни есмы.

Самая большая часть людей обыкновенно думают, что они живут в этой жизни для себя самих, для своих родных, для общества — и только: дальше и выше они не простирают цели своей жизни. Но этот взгляд на жизнь — очень ограниченный и неблагоприятный для настоящей жизни. Где при таком взгляде поощрение для веры и добродетелей, для добросовестного исполнения общественных, даже семейных обязанностей? Аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы (1 Кор. 15, 19).

Между тем пресвятая матерь наша небесная на земле — Церковь и избраннейшие люди живые веруют и твердо исповедуют, что на земле, сколько бы кто ни жил, никтоже себе живет и никтоже себе умирает, но живет или умирает Господеви, как раб Господину, Который дал ему и жизнь, и силы, и имение, и все, что мы вполне принадлежим своему Господу. Если и падаем, то Ему же падаем; если стоим, Ему стоим.

Ст. 9—10. На сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает. Ты же почто осуждавши брата твоего... Вси бо предстанем судищу Христову.

Зачем нам произносить над своими ближними свой суд, когда все мы несомненно предстанем на страшный, единственно праведный суд Христов?

Ст. 12 —13. Кийждо нас о себе слово даст Богу. Не ктому убо друг друга осуждаем, но сие паче судите, еже не полагати претыкания брату или соблазна.