Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 27. Якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына Человеческаго. Подобно тому как, говорит, молния появляется и видна бывает всем, не нуждаясь ни в вестнике, ни в предсказателе, но силой своего блеска в мгновение ока становится видимой, по всей вселенной, — так точно будет и то явление, которое силой своего блистания будет видимо для всех вместе и само будет для людей вестником самого себя. Второе Пришествие будет не так, как Первое — в бедности и бесславии, но, наоборот — с силой и славой многой, в сопровождении всего Небесного Воинства. Потому всякий тогда узнает Его.

Стих 28. Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орлы. Это говорит относительно тех, которые будут тогда сопровождать Его. Их Он уподобил орлам, как парящих на высоте добродетелей и возвышенных, а Себя — трупу, как Собирателя таких орлов и как духовную их пищу и вечную жизнь. Лука (17, 37) вместо труп (πτωμα) поставил тело (σωμα).

Стих 29. Абие же, по скорби дний тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе… Об этом сказал и Лука (21, 25) и будут знамения в солнце и луне и звездах. Сказал: абие, показывая, что почти одновременно произойдет то, о чем сказал уже, и то, о чем будет говорить. Сократит и это искушение Бог ради избранных Своих. Скорбь здесь разумеется та, которая произойдет от антихриста и его обольстителей и которая будет удручать благочестивых. Солнце померкнет не потому, что будет уничтожено, а потому, что будет помрачено светом Пришествия Христова. Луна не даст света своего и звезды спадут, потому что не будет более нужды в них, так как не будет ночи. Лука (21; 25, 26) написал: и на земли туга языком от нечаяния шума морскаго и возмущения, издыхающым человеком от страха и чаяния грядущих на вселенную. Тугой назвал смущение; нечаянием (απορια) безветрие, потому что и без ветра море и волны его будут тогда шуметь, а издыханием — смерть.

Стих 29.…И силы небесныя подвигнутся. И Небесные Воинства ужаснутся, видя такую перемену твари, Бога сходящего на землю, всех бывших от века людей восстающими из мертвых и дающими отчет во всех делах своей жизни.

Стих 30. И тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси… Знамением называет Крест, который тогда будет блистать светлее солнца; оно померкнет, а Крест будет видим. Но зачем он явится? Чтобы устрашить прежде всего иудеев, а затем и язычников, которые порицали Крест Христов, и чтобы они знали, что это именно Он сходит, как Бог.

Стих 30…И тогда восплачутся вся колена земная… Тогда будет плакать всякое племя, т. е. неверующих: одни потому, что распяли Господа, другие потому, что наказывали христиан, а иные потому, что не уверовали. Им и не нужно будет другого обвинения кроме Креста; но плач их будет тогда бесполезен.

Стих 30.…И узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою. Предшествует Ему Крест, как обличение распявших; а сходит Он на облаках, как и воззнесся.

Стих 31. И послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их. Пошлет их прежде, чем появится Крест. Здесь не соблюдает последовательности в рассказе, а просто говорит о том, что будет. Четырьмя ветрами обозначил четыре страны вселенной: восток, запад, север и юг. Из каждой страны дует свой особенный ветер, и эти четыре страны суть собственно ветры. Словами от конец небес до конец их присоединено объяснение слов — от четырех ветр. Марк (13, 27) говорит: от конца земли до конца неба, показывая, что пределы неба и земли одни и те же. Заметь, что пробудит мертвых труба, пробужденных соберут Ангелы, а собранных восхитят облака. Как сказал Павел: в сретение Господне на воздусе (1 Сол. 4, 17). А что Ангелы соберут также и грешников, это сказал Христос, изъясняя одну притчу в тринадцатой главе (ст. 41): послет Сын Человеческий Ангелы Своя, и соберут от Царствия Его вся соблазны и творящих беззаконие. Там найди и объяснение.

Стих 32. От смоковницы же научитеся притчи… Притчей называет пример, который хочет представить для доказательства того, что будет небольшой промежуток между вышеуказанным знамением Второго Пришествия и самим Пришествием.

Стих 32 — 33.…Егда уже ваия ея будут млада, и листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва: тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех. У Луки (21, 28,31) сказал яснее: начинающым же сим бывати, именно что Я сказал о лжехристах и лжепророках, восклонитеся и воздвигните главы вашя: зане приближается избавление ваше. Далее Лука говорит: и рече притчу им: видите смоковницу и вся древа: егда прошибаются уже, видяще сами весте, яко близ жатва есть. Тако и вы, егда узрите сия бывающа, ведите, яко близ есть Царствие Божие. Когда вы увидите, что сбывается то, что сказано о вышеупомянутых обольстителях, знайте, что близко Второе Пришествие Христа. Его называет здесь Царством Божиим и Избавлением праведных, — Царством, потому что приближается подобно царю, — Избавлением их, потому что спасает их. Взял пример от смоковницы, показывая, что подобно тому, как она распустится, т. е. когда на ней вырастут листья, необходимо, чтобы близко было время жатвы, — так точно, когда совершится знамение Второго Пришествия, необходимо, чтобы близко было и самое Пришествие. Он обыкновенно брал примеры из природы для доказательства того, что действительно случится.

Стих 34. Аминь глаголю вам, не мимоидет род сей, дондеже вся сия будут. Все то, что Он предсказал о взятии Иерусалима и что должно случиться до самого Второго Его Пришествия. Как же Он сказал: род сей? Родом назвал веру своих последователей. Чтобы апостолы не подумали, что вышеуказанные бедствия совершенно истребят проповедь и всех уверовавших, убеждает их, что служение верующих в Него не прекратится даже до Второго Пришествия, пребудет до самой кончины мира и ничто для него не будет служить препятствием. Об этом Он и прежде различным образом предсказывал им и уверял их, но так как они все-таки забывали, еще раз подтверждает.

Стих 35. Небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут. Утверждая непреложность сказанного, говорит, что скорее исчезнут эти прочные и непоколебимые предметы, чем не исполнятся Мои слова, сказанные в ответ на ваши вопросы. И в другом месте пользуется такого же рода утверждением, говоря: удобее же есть небу и земли прейти, неже от закона единей черте погибнути (Лк. 16, 17).

Стих 36. О дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии… Обо всем остальном, что полезно было знать, Христос предсказал, но с премудрой целью скрыл только день и час кончины мира, чтобы живущие в то время, не зная этого, бодрствовали, были внимательны к себе и всегда ожидали. А если бы предсказал и об этом, они были бы небрежны, ленивы и совершенно не заботились бы о себе. И смотри, как дивно Он отклонил любопытство учеников относительно того дня и часа, а чтобы они больше уже не беспокоили распросами об этом, говорит: "Даже Ангелы небесные не знают, когда случится это", — как бы так говоря: "Если Ангелы небесные не знают этого, то тем более не нужно знать этого людям земным".

Стих 36.…Токмо Отец Мой един, один разумеется в отношении к тварям, а не в отношении к Сыну. Если все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, как сказал Сын (Ин. 16,15), а между всем этим есть также и то одно, чтобы знать тот день и час, то, без сомнения, и оно принадлежит Сыну. У Марка (13, 32) написано: ни Сын, токмо Отец (ωι μη ο Πατηρ). Некоторые понимают это так, что Сын не знает о дне том и часе, как человек, а как Бог Он знает наравне с Отцом. Но лучше кажется так понимать, что и Сын не знает, если только не знает Отец (ωι μη ο Πατηρ). А так как Отец знает, то, конечно, знает и Сын, потому что Он сказал: Аз и Отец едино есма. Обрати внимание на то, что у Матфея поставлено слово един, но не упоминается Сын, чтобы не относилось это и к Нему, а у Марка не поставлено слова един, а упоминается Сын, чтобы понимать это так, как мы сказали.