Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 37. Якоже (бо бысть во) дни Ноевы: тако будет и пришествие Сына Человеческаго. Примером показывает его внезапность и неожиданность.

Стих 38 — 39. Якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческаго. Объясняя пример, показал, что Он придет, когда многие будут беззаботны и веселы. И Павел, говоря об этом, пишет так: егда бо рекут: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубителство (1 Сол. 5, З). Но если тогда будет веселье, то каким образом Он сказал: по скорби дний тех (Мф. 24, 29)? Скорбеть будут праведные и благочестивые, а веселиться — злые и бесчувственные. Кстати привел такой пример: как во время Ноя видевшие, что строится ковчег, который предвещал столь близкое опустошение, не чувствовали этого, так и те, которые будут видеть действие антихриста и знамения кончины мира, будут жить беззаботно. Обрати внимание на то, как подробно Он предсказывает все до самого Своего Пришествия, показывая, что Он знал также о том дне и часе, но с премудрой целью, как сказано, умолчал. Найди десятую главу во Втором слове Григория Богослова о Сыне, и там найдешь наилучшее объяснение. (Посягать (εκγαμιζειν) значит выдавать дочь замуж.)

Стих 40 — 41. Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется: две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется. Под находящимися на поле разумеет богатых, а под мелющими в жерновах — бедных, и учит, что и из богатых, и из бедных некоторые спасаются, а некоторые погибают. О богатых ведет речь в мужеском роде, указывая на их высокомерие и силу, а о бедных — в женском, обозначая этим их унижение и бессилие. Все, которые честно приобрели богатство и великодушно переносили бедность, берутся для встречи Господа, как друзья Его, а все те, которые вели себя совершенно противоположным образом, как недостойные оставляются внизу ожидать Судьи. Лука (17, 34) иначе говорит об этом: будета два на одре единем: един поемлется, а другий оставляется: будете две вкупе мелюще: едина поемлется, а другая оставляется, обозначая находящимися на постели тех, которые проводят покойную жизнь, а мелющими — тех, которые живут среди страданий. Ясно, что это было высказано различным образом то в одно, то в другое время: прежде то, что сказано у Луки, а потом то, что у Матфея. Полем назвал мир. Берется тот, который спасается, а оставляется тот, который осуждается. Будем же знать, что и бедные и богатые, и слуги и господа берутся и оставляются. Христос показал, что не все богатые погибают, и не все бедные спасаются. Поэтому сейчас же и говорит: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет. Но дня не сказал, желая, чтобы они всегда были готовы на борьбу.

Стих 42. Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет. Марк (13, 43) написал: блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет, именно Второго Пришествия. Под бдением или бодрствованием разумей не только воздержание от сна, но также всякаго рода внимательность и осторожность. И Лука (21, 34–35) говорит: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущыя на лицы всея земли…, как сеть — по причине нечаянности и внезапности. Лицо земли — поверхность ее, а живущие на нем — обитающие. Далее говорит и о молитве: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти (Лк. 21, 36), т. е. обольстителей и всех вообще бедствий.

Стих 43. Сие же ведите, яко аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы и не бы дал подкопати храма своего. Стражей называется четвертая часть ночи, как и в других местах мы говорили. Приточно здесь говорит, что если бы человек знал, когда именно настанет конец его жизни, то, конечно, он в это время бодрствовал бы и не погиб бы. Но потому-то Бог и не открыл ни всеобщей кончины, ни кончины каждого в отдельности, чтобы люди не бодрствовали в одно только это время, а во все остальное жили худо, но чтобы, не зная конца, всегда его ожидали, всегда были готовы.

Стих 44. Сего ради и вы будите готовы: яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет…, потому, что не знаете времени. Относительно кончины всего мира известно, что тогда Господь придет, — а относительно кончины каждого некоторые говорят, что при смерти каждого христианина предстоит Господь со святыми Ангелами, и тогда же душа дает ответ; некоторые же частным пришествием Его называют повеление душе отделиться от тела. Напомнив о будущем Суде, обращает Свою речь к учителям и говорит:

Стих 45. Кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поставит господин его над домом своим, еже даяти им пищу во время (их). Домом (θεραπεια, — служение, а потом — прислуга, рабы) называет служащих, т. е. рабов Божиих, а пищей — пищу духовную, учение.

Стих 46. Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща, так, как он повелел.

Стих 47. Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его. Поставит его на высокую должность, будет считать его достойным всего своего имения. Дальше этого и не нужно идти в объяснении. Все остальное в притче приведено для того, чтобы выразительнее представить только самое существенное. Обрати внимание на то, что этому поставленному над другими рабу нужно иметь две вещи: верность, чтобы беречь принадлежащее другим рабам и не расточать бесполезно, и благоразумие, чтобы надлежащим образом распределять вверенное его попечению, обращая внимание на качество и количество. Речь эта относится не только к тем, которые богаты словом, но и имуществом. Всех Бог поставил распорядителями своего имения и желает, чтобы все распоряжались им верно и благоразумно. Кроме того, речь эта относится и к тем, которые получили какую-нибудь власть. И им нужно управлять не по личному благорасположению или вражде (что скорее свойственно неверности и даже хищению), но мудро и благоразумно.

Стих 48 — 50. Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити, и начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть. А если злой раб, т. е. оказавшийся неверным и неблагоразумным, думая, что господин его нескоро придет, потому что он не знал ни дня, ни часа, начнет бить своих сослуживцев, т. е. всячески вредить им телесно или духовно, и будет есть и пить с пьяницами, т. е. будет обращаться с людьми дурными и развращенными, то такого раба застанет господин его совершенно неожиданно.

Стих 51. И растешет его полма… Отнимет у него власть распоряжаться. Или: разделением называет совершенное и всегдашнее лишение благодати Святого Духа. Если и теперь она не соединяется с душами, оскверняющими ее, хотя помогает тем, которые однажды запечатлены ей, ожидая их обращения, то тогда она совершенно и уже навсегда будет чужда им.

Стих 51. И часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом. Частью его называет его самого, как уже лишенного власти управления. Или: отделит его от слуг своих и подвергнет его одной участи с лицемерами, потому что он только выдавал себя за распорядителя и начальника, а на самом деле более вредил. Итак, двояким способом высказал побуждение к всегдашнему бодрствованию, с одной стороны — честью, предоставленной верному и благоразумному рабу, а с другой — наказанием, которое ожидает злого раба. Лука эту притчу написал в двенадцатой главе, где о злом рабе говорит: и часть его с неверными положит (Лк. 12, 46). Неверные эти, конечно, — лицемеры, так как они объявляют, что знают Бога, но лгут. Значит, изречения эти согласны; но если бы и не согласовались, нисколько не удивительно, потому что они были высказаны не в одно и то же время.

ГЛАВА XXV

Стих 1. Тогда уподобися Царствие Небесное десятим девам… Царством Небесным здесь называет собственно то, что имеет тогда случиться в Царстве Небесном, а девами — вообще сохраняющих девство, будут ли то мужчины или женщины. Следует заметить, что в предыдущей притче Христос учил, как нужно пользоваться всем вообще в отношении к сослужителям, а в этой говорит о пользовании в частности одним только имением. Представляет в этой притче дев уже после того, как показал, что девство есть нечто великое, говоря: суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небеснаго (Мф. 19, 12). Действительно, это дело великое; поэтому оно и не поставлено законом в необходимость, но предоставлено свободному выбору людей: могий вместити да вместит (19,12). А здесь желает показать, что и этот великий подвиг без милостыни не приносит пользы совершающему его.