Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 9.…Идите же паче к продающим и купите себе. Так как они по разумной причине не могли дать, то по человеколюбию подают им совет. Продающие — это нищие, но в такое время они не продают.

Стих 10. Идущым же им купити, прииде жених… Пытались уйти, но не могли. И эти слова показывают, что тогда бесполезно будет стремление к добродетели.

Стих 10.…И готовыя внидоша с ним на браки, и затворены быша двери. Брак есть общение Царства Небесного и жизнь со Христом.

Стих11. Последи же приидоша и прочыя девы, глаголюща: господи, господи, отверзи нам. Думают, как девы, войти.

Стих 12. Он же отвещав рече им: аминь глаголю вам, не вем вас. "Я не узнаю, — говорит, — вас, так как светильники ваши потухли". Под знанием разумей здесь признание своими. Ни одного немилосердого не признает Своим милосердый Христос. Увы! после стольких трудов, после такой борьбы, после стольких знаков победы над неразумной природой они отвергнуты за немилосердие. Если же кто-либо, будучи немилосердным, не имеет также и девства, то какого осуждения он ни будет достоин? Нет нужды до подробности исследовать в этой притче, почему именно десять дев, какие их сосуды, что это за брачная дверь и т. п., как часто уже говорилось и в отношении к другим притчам. В этой же главе (46 ст.) написано, что сначала грешники пойдут в муку вечную, а потом праведники — в жизнь вечную, а в настоящем месте, по-видимому, наоборот: сначала вошли мудрые девы, а после уже были отвергнуты неразумные. Но ты не предполагай здесь противоречия: то место подробно говорит о порядке, а это имеет в виду другую цель, именно: показать только, что не спасет и девство, если не будет соединено с милосердием, — что добродетель одного не поможет тогда другому, — что стремление к добродетели в это время уже будет напрасно, что сами осужденные, хотя бы и сильно умоляли, не преклонят на милость Судью. Все же остальное присоединено сюда только для того, чтобы убедительнее была притча. Не сказал даже того, что неразумные были отосланы для наказания, потому что здесь не рассуждает об это подробно.

Стих 13. Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет. Часто присоединяет это, показывая, что вследствие неизвестности последнего дня и часа весьма необходимо постоянно помнить об этом.

Стих 14 — 15. Якоже бо человек некий отходя призва своя рабы, и предаде им имение свое: и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его… Эта притча подобна вышеприведенной о верном и благоразумном рабе, но только иначе выражена. Она говорит о тех, которые получили от Бога дары учительства (названные здесь талантами вследствие драгоценности своей), и затем или воспользовались ими и принесли прибыль, или же закопали и потому не принесли никакой прибыли. Итак, говорит, что Сын Человеческий позвал рабов Своих, подобно человеку, отправляющемуся в чужую страну, и одному дал пять талантов, т. е. много, потому что дары учительства различны, как исчислил их апостол Павел, — другому дал два таланта, т. е. мало, а третьему — только один. Рабами этими можно назвать епископов и учителей церковных. Далее присоединяет и причину неравенства в распределении, именно: силу и способность каждого.

Стих 15. И отыде абие, т. е. и оставил их работать. Подобно тому, как в притче о винограднике сказал, что хозяин отдал его делателям и отлучился, так и здесь говорит, чтобы показать его долготерпение из того, что он не тотчас же требует. Некоторые отправлением этим называют Вознесение Спасителя на небо.

Стих 16 — 17. Шед же приемый пять талант, дела в них и сотвори другия пять талант: такожде и иже два, приобрете и той другая два, Удвояют вверенные им дары все, идущие для спасения своих учеников и делающие их в свою очередь учителями других. Кто хорошо поступает и право учит, тоже удвояет вверенные ему таланты.

Стих 18. Приемый же един, шед вкопа (его) в землю и скры сребро господина своего. Под землей разумей его самого; в себе он скрыл данное для делания, так что не принес пользы ни себе, ни другим.

Стих 19. По мнозе же времени прииде господин раб тех и стязася с ними о словеси. Приходит, т. е. во время Второго Пришествия; поэтому и сказал: по мнозе времени. Стязася о словеси — значит: требует отчета.

Стих 20. И приступль пять талант приемый, принесе других пять талант, глаголя: господи, пять талант ми еси предал: се, другия пять талант приобретох ими. Прибыль составляют приобретенные его старанием и принесенные в дар Богу, как своего рода плоды.

Стих 21. Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю… Удостою тебя многих милостей. Сделаю участником многих благ.

Стих 21. …Вниди в радость господа твоего. Именем радости обозначил всякое блаженство.