Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 20. И се, жена кровоточива дванадесяте лет, приступльши созади, прикоснуся воскрилию ризы Его. Об этом пространнее и яснее написал Лука: его повествование в восьмой главе. Воскрилие есть край одежды, который, покрывая ноги, касается при путешествии земли.

Стих 21. Глаголаше бо в себе: аще токмо прикоснуся ризе Его, спасена буду. Она имела великую веру, потому что верила, что, прикоснувшись края одежды Его, будет спасена, т. е. выздоровеет, но, однако — веру несовершенную, потому что думала скрыть от Того, Который видит и тайные движения души.

Стих 22. Иисус же обращься и видев ю, рече: дерзай, дщи, вера твоя спасе тя. Матфей, как любитель краткости, пропустил все случившееся посредине, рассказав об одном только чуде, а Лука из точности рассказал все. Это найдешь в указанной главе.

Стих 22. И спасена бысть жена от часа того. Спасена бысть, т. е. выздоровела, как и Лука сказал: изцеле (Лк. 8,47). От часа, не от того, когда Христос сказал ей: дерзай, дщерь, но от того, когда она прикоснулась к краю одежды, как написали Марк (5, 29) и Лука (8, 44).

Стих 23 — 24. И пришед Иисус в дом княжь, и видев сопцы и народ молвящь, глагола им: отыдите, не умре бо девица, но спит. И ругахуся Ему. Был обычай при такого рода несчастьях звать свирельщиков, чтобы они возбуждали плач. Об этом обстоятельстве написал Марк. См. у него повествование в 5 гл. 35 ст. и далее.

Стих 25 — 26. Егда же изгнан бысть народ, вшед ят ю за руку: и воста девица. И изыде весть сия по всей земли той. Обо всем этом найдешь в указанной пятой главе, без всякого пропуска.

Стих 27. И преходящу оттуду Иисусови, по Нем идоста два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны, (Иисусе) сыне Давидов. Узнав о совершенных Им чудесах и веруя, что Он есть ожидаемый Христос, о Котором часто слышали, они приходят и следуют за Ним, крича: помилуй, т. е. исцели. Называют Его Сыном Давидовым, потому что они слышали также, что Он должен произойти из рода Давидова. Они кричат, чтобы оказать Ему честь, потому что у иудеев это название было величайшей честью. Итак, они верили, что Он может все; но еще не были убеждены, что Он Бог. Поэтому и воздавали Ему честь, как человеку, подобно многим другим.

Стих 28. Пришедшу же Ему в дом, приступиста к Нему слепца. Довел их до дома, чтобы недовольные не подумали, что Он из честолюбия навязывается на чудеса. Мудро все располагает, отнимая всякий повод к обвинению. Вероятно, дом, в котором Он задержался, принадлежал кому-либо из верующих.

Стих 28. И глагола има Иисус: веруета ли, яко могу сие сотворити…, т. е. чего вы просите. Он знал, что они веруют в то, что Он может, — иначе каким образом они взывали бы, следуя за Ним; однако спрашивает, чтобы обнаружить их веру и других привлечь чрез это. Чудеса Он совершал не только ради тех, которые получали исцеление, но, преимущественно, ради тех, которые видели и слышали.

Стих 28. Глаголаста Ему: ей, Господи. Уже называли Его не сыном Давидовым, а Господом, так как поднялись вопросом Его на высоту веры.

Стих 29 — 30. Тогда прикоснуся очию их, глаголя: по вере ваю буди вама. И отверзостася очи има. Вере их приписывает исцеление, что Он обыкновенно очень часто делает, побуждая, как сказано, и других к вере. Прикасается и рукой, показывая, что всесвятая плоть Его сообщает жизнь. Это большое изобличение иудеев, что слепцы уверовали по одному слуху, а они не верили, видя чудеса.

Стих 30. И запрети има Иисус, глаголя: блюдита, да никтоже увесть. Запрети, т. е. строго посмотрел, нахмурив брови и покачивая на них головой, как обыкновенно делают те, которые убеждают кого-либо относительно сохранения тайн.

Стих 31. Она же изшедша прослависта Его по всей земли той. И в восьмой главе (ст. 4), очистив прокаженного, повелел ему молчать; поэтому в изъяснении ее найди причину, почему Он повелевает молчать, и почему вообще повелевает, зная, что тот не будет молчать, и это объяснение имей в виду при всех подобных случаях.

Стих 32. Тема же исходящема, се, приведоша к Нему человека нема беснуема. Немым называет не говорящего, так как немым называется не только тот, кто не слышит, но и тот, кто не говорит.