Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 14. И аще хощете прияти, той есть Илиа хотяй приити. Иудеи ожидают, что Христос придет тогда, когда Илия придет и предварит Его пришествие. Есть пророчество Малахии, которое говорит: И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина…, иже устроит сердце отца к сыну (Мал. 4, 5, б). И действительно, Илия предварит пришествие Христа, но второе; а Иоанн предварил первое. Итак, Христос говорит: если вы желаете принять то, что Я имею теперь сказать, — или принять, т. е. обратить внимание на дела, — то Иоанн и есть имеющий прийти Илия, так как он исполняет служение его. Как тот, долженствующий предварить второе Мое пришествие, обратит сердца иудеев того времени к апостолам, так как иудеи — отцы апостолов, — так и этот обращает, предваряя Мое пришествие, сердца долженствующих уверовать иудеев ко Мне, так как Я — Сын их. По человечеству Христос происходит от иудеев. И как первый Илия называется вторым предтечей, так, конечно, и первый предтеча называется вторым Илией, по сходству служения, как сказано.

Стих 15. Имеяй уши слышати да слышит. Уши разумеет здесь умственные, потому что чувственные уши имели все слушатели. Он говорит: кто имеет умственные уши, чтобы понимать, пусть понимает сказанное, т. е. что Иоанн есть Илия. Это было — загадочно: доказывая, что Иоанн есть Илия, вместе с тем доказывал, что пришел Христос. Говоря: имеяй уши слышати да слышит, Он возбуждал их к расспрашиванию о том, что казалось загадочным.

Стих 16. Кому же уподоблю род сей… У Луки (7, 31) сказано: кому уподоблю человеки рода сего. Уподоблю, т. е. сравню. Хочет обличить недовольство иудеев.

Стих 16. Подобен есть детем седящым на торжищих и возглашающым другом своим. Сравнил с детьми иудеев, по причине их неразумия. Торжище — это общественное место, куда стекались отовсюду толпы народа для торговли. Друзьями их, т. е. товарищами, назвал Себя и Иоанна Крестителя, к которым возглашали, т. е. говорили иудеи.

Стих 17. И глаголющым: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте. И говорят означенным детям эти товарищи их: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте. Слова эти имеют следующий смысл: мы показали вам не трудный образ жизни, но вы недовольны, и — трудный, но вы опять недовольны. Пискать (играть на свирели) — легко, но плакать (петь плачевные песни) — тяжело. И опять: пляшущий — доволен, если кто-либо играет на свирели, и рыдающему, т. е. плачущему, легче, если кто-либо поет жалобные песни. Затем поясняет сказанное, говоря:

Стих 18 — 19. Прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй: и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй: и глаголют: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником. Образ жизни Иоанна был трудный и строгий, так как он не ел хлеба и не пил вина, а образ жизни Христа был не такой трудный и не столь строгий, потому что Он ел хлеб и пил вино. Оба эти рода жизни были противоположны друг другу, но ни тот, ни Другой из следовавших по ним не был угоден (иудеям): об Иоанне, по причине воздержания его от хлеба и вина, говорили, что он имеет беса; а Христа за то, что Он ел и пил, называли человеком, который любит есть и пить вино, хотя евангелист и не записал ясно этих злословий, считая достаточной настоящую речь. Подобно тому, как два охотника, желая поймать трудноуловимое животное, которое может быть поймано двумя противоположными друг другу путями, разделяют между собою эти пути, и хотя следуют по различным путям, но делают одно и то же; так и по Домостроительству Божию Иоанн проводит более строгую жизнь, а Христос — не столь строгую, чтобы принявшие того или Другого были покорны им и были уловлены тем или Другим. Конечно, пути эти противоположны, но дело — общее. А те (иудеи), как трудноуловимое животное, избегая того и Другого, поносили обоих.

Итак, спросил их: лучше ли жизнь более строгая? Но почему же вы не послушались Иоанна, указывающего вам на Христа? Или может быть — не так строгая? Но почему вы не послушались Христа, наставляющего вас на путь спасения? Почему Иоанн вел более строгий образ жизни?., потому что должно было проповеднику покаяния быть сетующим, а Подателю отпущения грехов — быть радостным. Притом, Иоанн ничего более не показал иудеям, кроме одной только своей жизни: Иоанн, говорится, знамения не сотвори ни единаго(Ин. 10, 41); а о Христе свидетельствовали и Его Божественные чудеса.

Кроме того, зная, что люди немощны, Христос снисходит к ним, чтобы они приобрели отсюда больше пользы. Посему, согласно с Домостроительством, Он приходил к трапезам мытарей и защищался от порицателей, говоря: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 13).

Однако Он не оставлял в пренебрежении и строгого образа жизни, так как обитал в пустыне со зверями (Мк. 1, 13) и постился сорок дней, как выше было сказано. Равным образом, приступая к трапезам, Он ел и пил воздержанно, благоговейно и свято.

Стих 19. И оправдися премудрость от чад своих. Оправдися, т. е, признана праведною, или достойна удивления Божественная мудрость, устроившая так, что Христос и Иоанн шли различными противоположными путями для одной и той же пользы людей. Достойна удивления от чад своих, или разумеющих ее; а чада премудрости — мудрые. Или: оправдися, т. е. признана праведною и безупречною, так как сделала все, что должна была сделать, и всевозможным способом пользовалась для спасения их.

Стих 20. Тогда начат Иисус поношати градовом, в нихже быша множайшыя силы Его, зане не покаяшася. Поношати, т. е. сетовать (об их несчастии), так как сетование это и есть поношение; силами назва чудеса.

Стих 21. Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вафсаидо: яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшыя в вас, древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша. Содом и Гоморру впоследствии Он ставит, как известные по своему распутству; а Тир и Сидон, как обесславленные идолослужением.

Стих 22. Обаче глаголю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день судный, неже вам. Обаче, т. е, поэтому. К сетованию присоединяет и угрозу, чтобы они или устыдились, или убоялись.

Стих 23. И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада снидеши: зане аще в Содомех быша силы были бывшыя в тебе, пребыли убо быша до днешняго дне. Капернаум стал знаменитым, потому что в нем обитал Христос и совершил в нем много чудес. Итак, говорит: и ты, возвысившийся даже до неба по своей славе, снизойдешь даже до ада, по своему бесславию. До неба — показывает величие славы, до ада — величие бесславия. Усилением обвинения и доказательством чрезмерного зла было сказать, что они хуже не только современных грешников, но и когда-то бывших.