Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 28. Приидите ко Мне еси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Трудящиеся над совершением греха, и обремененные его тяжестью. Видишь ли, как Он показал, что грех имеет и труд, и бремя? Труд имеет прежде совершения, а бремя — после него.

Можно сказать и иначе: трудящиеся над тщетным и обремененные заботами о нем. И Аз упокою вы, т. е. освобожу и от этого труда, и от этого бремени.

Стих 29. Возмите иго Мое на себе… Игом назвал — Свои евангельские заповеди, потому что они подобно игу (ярму) налагаются на подходящих к ним и связывают их как между собою, так и с возницею — Христом.

Стих 29. И научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. Кротостью называет здесь смирение, потому что кротость есть часть смирения. Поэтому сказав: яко кроток есмь, пояснил то, что сказал. И обрати внимание на прибавление: не сказал только смирен, но смирен сердцем, т. е. смирен душою, волею. Смирение, вынуждаемое обстоятельствами — бесполезно, как наружное и непроизвольное. Выставил им смирение, как корень всякой добродетели, а в примере поставил Самого Себя, чтобы речь легче была воспринята.

Стих 29.И обрящете покой душам вашим. Смиренномудрый все, что ни терпит, думает, что терпит не без причины и не смущается. Но некоторые здесь разумеют покой вечный.

Стих 30. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Иго назвал также бременем; игом — по вышеуказанной причине, — а бременем по причине тяжести для непривычных. Итак, смотри, каким образом и сказал иго, и назвал его благим. Сказал бремя и назвал его легким, чтобы ты не презирал его, как легкое, и не избегал, как трудного. Найди также в седьмой главе (ст. 14) объяснение слов: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот.

ГЛАВА XII

Стих 1. В то время иде Иисус в субботы сквозе сеяния… В субботы, т. е. в день субботний, в субботу; сеяниями называет поля, нивы.

Стих 1. Ученицы же Его взалкаша и начаша востерзати класы и ясти. Марк (2, 23) сказал: и начаша ученицы Его путь творити, востерзающе класы. Так как они проходили чрез средину засеянных полей, то прежде всего срывали колосья, чтобы можно было пройти вперед, а затем и ели сорванные колосья, стирающе руками, как сказал Лука (6, 1), т. е. растирая. Они хотели есть, так как делали это, побуждаемые голодом. Мало заботясь о теле, они все время были заняты и слушали Спасителя, а потому и взалкали.

Стих 2. Фарисее же видевше реша Ему: се, ученицы Твои творят, егоже не достоит творити в субботу. Лука (6, 2) говорит, что они сказали так ученикам: что творите, егоже не достоит творити в субботы? И Христу, и ученикам говорили одно и то же эти мелочные и докучливые люди. О Христе сказал Матфей, а об учениках — Лука; и часто подобное ты найдешь. Осуждали учеников за то, что они срывали, так как это была работа, а не за то, что они ели.

Стих 3 — 4. Он же рече им: несте ли чли, что сотвори Давид, егда взалка сам и сущии с ним? Како вниде в храм Божий и хлебы предложения снеде, ихже не достойно бе ему ясти, ни сущым с ним, токмо иереем единым. В первой книге Царств (21, 1 и след.) рассказано, что Давид, преследуемый тестем своим Саулом и убегая от него, взалкал; придя в город священников Божиих Номву, он сказал, будто бы был послан царем Саулом по какой-то нужде и просил хлебов; не найдя в то время других, он, понуждаемый голодом, взял хлебы предложения (Предложение — это была трапеза в храме, на которой лежали жертвенные хлебы). Взяв эти хлебы, он ел сам и бывшие с ним. Вот история этого события.

Не достойно бе, т. е. это не было дозволено законом. Эту историю Христос привел фарисеям в защиту Своих учеников, показывая, что они — достойны прощения по причине голода, по причине которого даже сам славнейший Давид нарушил закон о хлебах предложения. И не только он не был порицаем служившим тогда священником, но, напротив, получил их от него.

Стих 5. Или несте чли в законе, яко в субботы священницы в церкви субботы сквернят и неповинни суть. Часто Он прибавляет: несте ли чли, порицая их напрасный труд, так как они не разумеют того, что читают. Был закон, повелевающий не совершать никакого дела в субботу; с другой стороны, был закон, поручающий священникам приносить жертву в субботу и, по причине жертвоприношения, рубить дрова, возжигать огонь, разрезать мясо и другое подобное же делать. Так как они вообще делали, то, следовательно, сквернили, т. е. нарушали субботу; но так как дела их были священны, то поэтому они были не виновны. Итак, Христос привел историю Давида, считая учеников достойными прощения, как выше мы сказали; а настоящий пример выставил, с избытком показывая, что они вовсе невиновны.

И смотри, сколь многими доказательствами подтверждает это; прежде всего — лицом: священницы, говорит; далее — местом: в церкви; потом самим делом: сквернят; не сказал нарушают, но что сильнее — сквернят. Наконец, привел то, что составляет главное в этой речи, именно, что они невиновны.