Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 11. И отнесе матери своей. Недостаточно было для проклятой матери того, что Иоанн был убит; но она жаждала также взять в руки голову, открывшую ее разврат, чтобы обесчестить и надругаться над ней. Таковы прелюбодейные жены: самые бесчестные, жестокие и преступнейшие. Смотри, сколько зла она сделала: обесчестила себя, своего мужа Филиппа, прелюбодея Ирода и дочь; убила даже обличителя в прелюбодеянии, чтобы, продолжая прелюбодеяние, скрываться от современников, но стала известною и потомкам, и даже — во всем мире.

Стих 12. И приступльше ученицы его взяша тело (его) и погребоша е… Марк (6, 29) говорит: взяша труп (το πτωμα — падение), назвав πτωμα тело, потому что оно упало после отсечения головы.

Стих 12. И пришедше возвестиша Иисусови, показывая этим свое благорасположение к Нему. Несчастье это сильно их смирило.

Стих 13. И слышав Иисус отыде оттуду в корабли в пусто место един, — услышав, что Иоанн был убит. Даже тогда, когда услышал, что Иоанн был отдан в темницу, Он удалился; а по какой причине, об этом мы сказали в четвертой гл. (12 ст.). И теперь Он сделал это, чтобы сохранить Себя до времени, более удобного для Креста. Другие изъясняют, что Иисус услышал о том, что Ирод считал Его за Иоанна. Чрез эту вставку (от 2 до 12 ст.) было только воспроизведено в памяти убийство Иоанна, и рассказ об этом продолжается до этих именно слов; а дальше опять продолжается речь в прежней последовательности.

Вероятно, Иисус Христос в это время слышал и о том, и о другом. Кроме того, Марк сказал и о третьей причине этого удаления, именно, что Он желал дать покой ученикам, возвратившимся с проповеди. Он так сказал: и собрашася Апостоли ко Иисусу и возвестиша Ему вся, и елика сотвориша, и елика научиша. И рече им: приидите вы сами в пусто место едини и почийте мало. Бяху бо приходящии и отходящии мнози, и ни ясти им бе когда. И идоша в пусто место кораблем едини. Вот что сказал Марк (6, 30–32). Лука (9, 10), сказав подобное же, присоединяет и примету этой пустыни. Он говорит: и поимь их, отыде един на место пусто града нарицаемаго Вифсаида. Должно знать, что Христос, как человек, и слушает, и удаляется, и заботится о Себе. Как Бог, Он и знал все, и не имел нужды в бегстве.

Стих 13. И слышавше народи по Нем идоша пеши от градов… Марк (6, 33) сказал, что народ увидел, как ученики отправлялись. — Некоторые видели их, а другие слышали от видевших, и все пешком пошли. Такова сила желания: преодолевается всякое препятствие.

Стих 14. И изшед Иисус виде мног народ, и милосердова о них, и изцели недужныя их. Видел желание, несмотря и на награду за него. Не требует от них и веры; они доказали ее тем, что следовали пешком, без никакой пищи, в пустынное место. Марк (6, 34) и Лука (9, 11) сказали, что Он даже начал учить их многому и говорил им о Царствии Божием.

Но откуда Он пришел и начал исцелять и учить? Конечно, с горы; потому что Иоанн (6, 1–3) говорит: иде Иисус на онпол моря Галилеи Тивериадска: и по Нем идяше народ мног, яко видяху знамения Его, яже творяше над недужными. Взыде же на гору Иисус и ту седяше с ученики Своими. В лодке Он наставлял Своих учеников, — взойдя на гору, они отдыхали. Потом Он вышел и исцелял, и учил.

Стих 15. Позде же бывшу, приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще: пусто есть место, и час уже мину: отпусти народы, да шедше в веси купят брашна себе. День уже начал склоняться к вечеру, как сказал Лука (9, 12), — но сами они не вкушали пищи, так как усердие к слушанию пересилило голод. Христос, желая поэтому насытить их чудесным образом, тоже ожидал повода со стороны их, чтобы не показалось, что Он спешит к совершению чудес; (и не только здесь, но и очень часто Он наблюдает это); равным образом для того, чтобы взалкав, они больше поняли чудо.

Стих 16. Иисус же рече им: не требуют отыти: дадите им вы ясти. Не требуют, вместо: не должны. Не сказал: Я напитаю их, потому что это показалось бы надменным, но повелевает ученикам дать им есть, чтобы только после того, как сами они засвидетельствуют недостаток пищи, по необходимости совершить Свое.

Но Матфей, Марк (6, 35) и Лука (9, 12) говорят, что ученики напомнили Христу о том, что нужно отпустить народ для покупки съестных припасов, — а Иоанн (6, 5–7) говорит: возвед убо Иисус очи и видев, яко мног народ грядет к Нему, глагола к Филиппу: чим купим хлебы, да ядят сии; Сие же глаголаше, искушая его: Сам бо ведяше, что хощет сотворити. Отвеща Ему Филипп: двема стома пенязей хлебы не довлеют им, да кийждо их мало что приимет. Так написал Иоанн.

Вероятно, прежде ученики напомнили Христу, а после Он сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Потом Он поднял глаза и увидел другую большую толпу, которая еще шла, и тогда, как человек, искушал, или испытывал Филиппа, верит ли он тому, что Христос Сам может напитать всех. Испытывал же Он именно Филиппа, как более других несовершенного еще, или же чрез него направлял Свою речь и к другим, испытывая и их. Итак, очевидно, что Иоанн опустил то, что сказали другие евангелисты, — а что опустили они, об этом рассказал он.

Стих 17. Они же глаголаша Ему: не имамы зде токмо пять хлеби и две рыбе. Иоанн (6,8–9) говорит, что Андрей сказал: есть отрочищь зде един, иже имать пять хлеб ячменных и две рыбе: но сии что суть на толико? Несомненно, что мальчик продавал это ученикам, и потому они, как бы имея уже у себя, отвечали, что у них нет ничего, кроме вот этого. В таком пренебрежении было телесное у тех, которые всецело были преданы духовному: двенадцать человек должны были насытиться пятью хлебами, и притом, ячменными.

Стих 18. Он же рече: принесите Ми их семо. Повелел принести хлебы и рыбы, показывая, что нужно и это немногое дать нуждающимся и предпочесть их себе. Ученики же, хотя и сами испытывали сильный голод и ничего больше не имели, однако без всякого возражения повиновались.