Шестоднев

    Итак, Он сказал: «Да будут светила на тверди небесной, чтобы освещать землю и владеть днем и ночью». Он сообщает о том, что солнечный и лунный круги созданы как тела. В них и вложил Творец светящуюся сущность первосозданного света, которая была простой и рассеянной и лучшей, чем созданные тела. Тонкими и прозрачными были два круга, два тела солнечной и лунной субстанции и подобны небесному телу, но, скажу тебе, намного тоньше и прозрачнее.

    Сущность какого же тела имеет первобытный свет, если считать его телом, как думали иные? Но правильнее рассматривать его как бестелесную сущность. Ибо бытие его непознаваемо с помощью трех измерений, а именно: длины, ширины и глубины, как у других тел, все ведь тела познаются тремя этими измерениями. Поэтому то, что их не имеет, является бестелесным, выше телесной сущности и нечто совсем иное по качеству. А можно сказать и обратное: если в чем-то наличествуют эти измерения, то это явно тело, а не что-то бестелесное.

    И мы ведь видим, что качества не существуют сами по себе и не бывают без тел, как например, сладость, горечь, теплота, холод, белизна или чернота, мягкость или твердость, или иное подобное. Поэтому мы и говорим, что невозможно свету существовать самому по себе, то есть без тела.

    Не следует думать, что когда все было образовано, то изначально существовали материальные сущности, ибо Бог прежде создал материальное вещество, которое ныне есть во всех творениях, а потом премудрый Творец всему созданному придал соответствующие формы. Подобно тому, как появилось живое существо и то, что рядом с ним, вид и образ которого Бог создал прежде начала творения, а потом вывел в бытие его материальную сущность, так появились свет и его телесные образы. Ибо форма и образ солнца, луны и звезд — это свет. И как у тех живых существ материальные основания были созданы прежде души, жизни и существовали вообще без формы, так же было и у этих светил. Но пусть никто не впадает ни в такую дерзость, ни в безрассудство, ни в безумие, говоря, что невозможно Богу сотворить такое, и оспаривая премудрую и всемогущую силу и волю Творца. Природная сущность, построенная из определенного вещества, не раскрывает, как созданы иные сущности. Ибо говорил блаженный Исаия: «Скажет ли твердь создавшему ее: «Не ты меня сотворил» или произведение о создавшем его: «Неразумно меня создал?» Но следует подумать над тем, как в действительности устроено каждое из существующего. И свое существование, и сущность, и устройство оно приняло таким, как пожелал и распорядился воззвавший из небытия все сущности премудрый Бог.

    Пусть замолчат те, кто приводит пустые и фальшивые доводы и возражения против истинной веры и разума, проповедуя, что первобытный свет, который вложен в великие светильники и во все звезды есть тело. Ибо невозможно, чтобы одно тело находилось в другом. Невозможно не потому, что Бог не может этого создать, но потому, что это противоречит естественному порядку. Но те, которые исследуют природные предметы и привыкли к спорным мыслям, сопротивляются истине. Если бы так было, то свет был бы вложен в тела напрасно и без основания. Но поскольку естество света было бестелесным, то поэтому Бог создал круглые телесные формы для великих светил, материально существующие, сказав: «Да будут светила на тверди небесной».

    Не думай, что, поскольку они доступны нашему зрению и их как бы можно измерить и объять, то они имеют малый размер. Говорят же те, которые глубоко изучили астрономию, что солнце во много раз больше самой той земли, а земной круг в два раза больше круга лунного. Есть и великий круг земной, имеющий 252 000 стадиев, а диаметр его более 80 000 стадиев. Таким же образом определяется круг лунный, имеющий более 120 000, а диаметр его — более 40 000 стадиев.

    Иные же солнечный диаметр считают равным 300 000 стадиев. Хотя на первый взгляд человеку кажется, что круг каждого из двух светил равен локтю иди стопе, но на самом деле он велик и очень красив. Сначала Писание просто говорит: «И создал Бог два светила великие». Затем, когда стало необходимо сказать определеннее, было сказано: «Светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды». Здесь же Писание, сравнивая и сопоставляя большое и малое светила, указывает, какое из них больше, и называет каждое своим именем.