находясь с вами.
Параклет же, Дух Святый,
Которого пошлет Отец во имя Мое,
научит вас всему
и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14, 25–26).
Еще многое имею сказать вам;
но вы теперь не можете вместить.
Когда же приидет Он, Дух истины,
то наставит вас на всякую истину:
ибо не от Себя говорить будет,
но будет говорить, что услышит,
и будущее возвестит вам.
Он прославит Меня,
потому что от Моего возьмет
и возвестит вам (Ин 16, 12–14).
Вот, наконец, самый необычайный из всех текстов о Параклете. Он кажется составленным из разнородных кусков и фрагментов, как если бы он был несвязным продуктом какой-то мистической шизофрении. На самом же деле он таким кажется лишь благодаря нашей собственной культурной шизофрении. Мы ничего в нем не видим, пока пытаемся объяснить его на основе принципов и методов, которые взяты у мира и не способны ни увидеть, ни познать Параклета. Иоанн сообщает нам необычайные истины в таком темпе, что мы и не можем, и не хотим их усвоить. Есть большой риск, что мы спроецируем на этот текст те смятение и насилие, которыми мы всегда в какой-то мере одержимы. Вполне возможно, что на этот текст в некоторых деталях действительно повлияли конфликты между Церковью и Синагогой, но его подлинная тематика не имеет ничего общего с современными дебатами об «иоанническом антисемитизме»:
Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.
Если бы Я не сотворил между ними дел,
каких никто другой не делал,
то не имели бы греха;
а теперь и видели,
и возненавидели и Меня и Отца Моего.
Но да сбудется слово, написанное в законе их:
возненавидели Меня без причины.
Когда же приидет Параклет,
Которого Я пошлю вам от Отца,
Дух истины, Который от Отца исходит,
Он будет свидетельствовать о Мне
[ekeinos marturesei peri emou];
а также и вы будете свидетельствовать
[kai humeis de martureite],
потому что вы сначала со Мною.