См.: Jacques Soustelle. La Vie quotidienne des Azteques. Paris, Hachette, 1955. Pp. 126–129.

Georges Dumezil. Mythe et Epopee. Paris, 1968. P. 224.

Georges Dumezil. Ibid.

См.: Страбон. География, X, 468; Jane Harrison. Themis. Cambridge, 1912.

См.: Mircea Eliade. Op. cit. I. Pp. 382–387.

Varron. Ant. r. div., 7 [Варрон. Божественные древности, 7].

Ant. Rom., 2, 18, 3 [Варрон. Римские древности, 2, 18, 3].

Mircea Eliade. Op. cit. I. Pp. 156–157.

Эту версию Плутарх высказывает относительно смерти не самого Ромула, а относительно сопоставленной с нею по неясности обстоятельств смерти Сципиона Африканского. Примеч. пер.

Отсылка к фразе Жака Лакана: «Бессознательное структурировано как язык». Примеч. пер.

Mircea Eliade. Op. cit, II. P. 109.

См. От переводчика.

См.: Rene Girard. Des choses cachees… Pp. 161–304.

Здесь и далее Библия цитируется по Синодальному переводу; помечены звездочкой те цитаты, в которые для приближения к тексту, использованному Р. Жираром, внесены изменения. Примеч. пер.

См.: Raymund Schwager. Brauchen wir einen S ndenbock? Munchen, 1978. См. прежде всего вторую главу — о Ветхом Завете. См. также Paul Beauchamp. Psaumes nuit etjour (1980).

Др. гр. aitia значит и «вина», и «причина». Примеч. пер.

У Р. Жирара ошибка: жена Пилата упоминается только в Евангелии от Матфея 27,19. Примеч. пер.

См.: Jean-Pierre Vernant. Mythe et tragedie en Grece ancienne. Maspero, 1972. Pp. 99-131.

Аристотель сказал (лат.). Имеется в виду место из «Поэтики» (1453Ь22): «…хранимые преданием мифы нельзя разрушать» (Пер. с лат. В. Апельрота). Примеч. пер.