NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
5:12-16 Очищение прокаженного
Дополнительную информацию см. в коммент. к Мк. 1:40-45. Прокаженные были изгоями общества, и большинство людей не хотели прикасаться к ним, даже когда закон позволял это. В Библии предписываются специальные жертвы благодарения в случае исцеления прокаженного (Лев. 14:1—32).
Подчинясь этим требованиям закона, Иисус не нарушил его предписаний и не оскорбил священников.
Учителя, которые, как считалось, могли совершать чудеса, собирали толпы народа, потому что больных было много, и все надеялись получить исцеление. Огромное стечение народа у горячих источников в Галилее — желающих получить облегчение своим страданиям — указывает на то, как много людей страдали от разных болезней.
5:17-26 Исцеление расслабленного
Дополнительную информацию см. в коммент. к Мк. 2:1—12.
5:17. Фарисеи, по-видимому, жили преимущественно в Иерусалиме и Иудее; здесь же, в Галилее, они принадлежали к одной из групп, которые упоминает Лука, — законоучителей. Во всех галилейских деревняхбыли "книжники, которые обучали еврейскому закону, занимались юридической практикой и учили детей закону Моисея.
5:18,19. В среднем доме в Капернауме могло стоя поместиться около пятидесяти человек (судя по размерам домов того времени, найденных археологами). На крышу дома можно было попасть по внешней лестнице,так что эти люди смогли проникнуть туда беспрепятственно. Кровля одноэтажного палестинского дома была достаточно прочной, чтобы ходить по ней, но обычно при строительстве поверх деревянных балок клали ветви и покрывали это глинистым раствором; таким образом, кровлю можно было раскопать.
Вместо этой обычной палестинской крыши Лука упоминает плоскую черепичную кровлю, более привычную для его читателей, Точно так же, как современные проповедники изменяют некоторые детали библейскихИсторий, чтобы легче донести их до своих слушателей. По той же причине Лука не упоминает о раскапывании кровли. «Постель» парализованного, вероятно, была той самой подстилкой, на которой он постоянно лежал.
5:20,21. В иудаизме считалось, что только Бог может прощать грехи, но большинство иудеев допускали, что Бог может позволить Своим представителям говорить от Его имени. С формальной точки зрения, «богохульство» включает в себя произнесение божественного имени или призыв следовать другим богам; в общем смысле, это означало бесчестить имя Бога. Строго говоря, с этих позиций, данные учителя закона неверно истолковывали слова Иисуса как богохульство, даже в рамках своих собственных установлений.
5:22-26. Некоторые иудейские учителя рассматривали чудеса как признак того, что совершивший их был истинным представителем Бога; другие же, напротив, не считали это достаточным основанием, если они не соглашались с его трактовкой Писания.
5:27-32 Тесное общение с грешниками
Дополнительную информацию см. в коммент. к Мк. 2:13-17. В Ветхом Завете Бог наставляет «грешников» на путь праведный, т. е. смиренных, которые ощущают потребность в этом (Пс. 24:8,9).
5:27,28. Таможенные чиновники состояли на службе у Ирода; они зарабатывали очень хорошо и не были склонны оставлять свое доходное место, следуя столь краткому призыву, поскольку снова занять этот пост было практически невозможно.