NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
6:39. Образ слепого часто используется в притчах и нравоучениях. Главная мысль состоит в том, что, прежде чем учить других, необходимо самому познать истину (6:40) и исправиться (6:41).
6:40. В древнем иудаизме цель обучения ученика состояла в том, чтобы сделать из него в будущем компетентного учителя, или рав-вина. По определению, ученик не мог знать о законе больше, чем учитель.
6:41,42. Здесь Иисус использует "гипербо-лу, которая могла рассмешить и тем самым привлечь внимание Его слушателей.
6:43—45. См.: 3:9. Смоквы и виноград часто выращивались вместе и были одними из самых распространенных культур в Палестине, которые в ветхозаветных текстах часто связаны между собой. Терновник и другие сорняки доставляли много хлопот земледельцам (ср., напр.: Быт. 3:18; а также Ис. 5:2,4LXX).
6:46-49 Прочное и непрочное основание
Иисус снова использует метафору Судного дня. Представление о «слушающем и не исполняющем» было хорошо известно из Ветхого Завета (Иез. 33:32,33). Но никто из еврейских учителей, кроме Иисуса, не придавая столь высокий авторитет своим собственным словам; подобное право признавали только за самим законом.
Некоторые комментаторы полагают, что, говоря о человеке, который «копал» и «углубился» (ст. 48), Иисус подразумевает строительство подвала; хотя в палестинских домах подвалов обычно не устраивали, они частоиспользовались в греческой архитектуре (см. коммент. к 5:19).
7:1-10 Поразительная вера язычника
7:1,2. Крупные военные подразделения римлян базировались в Сирии, но много войск было и в Кесарии, на побережье Средиземного моря; по всей Палестине были разбросаны небольшие военные отряды, которые располагались там либо на временной, либо на постоянной основе (напр., военные, вышедшие в отставку). Под началом сотника (центуриона) должно было находиться, как показывает название, 100 человек, но на практике такое подразделение включало от 60 до 80 единиц. Сотники составляли костяк римской армии.
7:3—5. Богобоязненные язычники, которые жертвовали значительные суммы еврейским общинам, пользовались уважением среди иудеев. Сотник зарабатывал намного больше, чем его подчиненные, но вряд ли он мог построить на свои средства местную "'синагогу. Главное заключается в противопоставлении взглядов на «достоинство» (7:4,6).
7:6. Сотник не был обращен в иудаизм в полном смысле этого слова, а потому как язычник мог не соблюдать в своем доме пищевых запретов или других предписаний ритуального закона. Приглашать в свой дом еврейского учителя при таких обстоятельствах считалось оскорбительным для последнего, но в данном случае старейшины решили сделать исключение (7:3).
7:7. Во время отбывания военной службы (примерно двадцать лет) римским солдатам не разрешалось жениться. Но многие из них заводили наложниц, на что начальство смотрело сквозь пальцы, а наложницы находили выгодным. Но сотники, которые могли перемещаться более свободно, чем простые солдаты, вряд ли вступали в такие связи; обычно они создавали семьи после ухода в отставку. В древности, однако, слуги могли причисляться к семье, и порой домашние слуги и хозяева очень сближались, особенно если они составляли одну семью.
7:8. Сотник продемонстрировал свое понимание сущности власти, которой обладал Иисус. Римские солдаты отличались железной дисциплиной и всегда (если не считать отдельных мятежей) подчинялись приказам.
7:9. Считалось, что римляне, как и другие неевреи, не имеют веры в Бога Израиля.