NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

7:25,26. Пророки редко были людьми состоятельными, а во времена отступничества народа от Бога их изгоняли из страны. Иоанн, заключенный Иродом Антипой в тюрьму, не был придворным пророком, который говорил власть имеющим то, что они хотели слышать.

7:27. По исполнившемуся пророчеству Исайи (40:3), в лице Иоанна появился не просто вестник Божий; он прямо возвещал о Господе, Который совершит новый прорыв, приведя Свой народ к новому исходу. (Новый исход, т. е. возвращение из рабства греха, — одна из главных тем у Исайи.)

7:28. Это сравнение возвышает учеников Иисуса, но не принижает при этом Иоанна. Здесь уместно напомнить древнее раввинское высказывание об Иоханане бен-Заккае, одном из наиболее уважаемых богословов I в., где он назван «наименьшим» из 80 учеников Гиллеля; это сравнение не умаляло его роли, а возвышало в глазах современников и самого Иоханана, и его учителя.

7:29,30. Поскольку это единственное в жизни крещение предназначалось в основном язычникам, обращавшимся в иудаизм, правоверные евреи неохотно соглашались на эту процедуру. Они сомневались в религиозном рвении менее посвященных иудеев, особенно мытарей.

7:31,32. Рыночная площадь была самым оживленным местом в городе. Недовольные противники Иисуса и Иоанна напоминают избалованных детей, разыгрывающих сцены свадьбы и похорон (последняя игра называлась «похороны кузнечика»); они обижаются на других детей, которые не захотели играть в их игры, и раздражаются по любому поводу.

7:33,34. Иоанн Креститель относится к пророкам аскетического склада, к каковым принадлежал и Илия (ср.: 1:14,15, где говорится об отказе Иоанна от вина); Иисус же больше похож на Давида, но оба они занимают предназначенное им место. Одержимость бесами (ст. 33) нередко связывалась с сумасшествием. «Чревоугодие и пьянство» (ст. 34) считались смертными грехами (Втор. 21:20), т. е. это было серьезное обвинение.

7:35. В иудаистской традиции божественную премудрость обычно олицетворяет мудрая женщина, которая призывает праведников следовать за ней; здесь она выступает как мать праведников.

7:36-50 Фарисей и грешница

Иисус нарушал любые социальные табу, чтобы дотянуться до людей, отвергнутых обществом Не ТОЛЬКО В силу национальной принадлежности (7:1-10), бедности (7:11-17) и религиозных убеждений (7:24-35), но и по причинам нравственного порядка (7:36-50). Нравоучительные речи произносились на пирах со времен греческой классики.

7:36. Приглашать на трапезу учителя, особенно приезжего или того, кто учил в "синагоге, считалось добродетельным. То, что они «возлегли», указывает на использование лож, а не стульев или кресел; возможно, этот пир был устроен специально в честь знаменитого учителя.

7:37. Определение «грешница» может означать, что эта женщина была блудницей (скорее всего, еврейкой — ср.: Псалмы Соломона 2:11, — хотя в Палестине многие блудницы были язычницами) или, по крайней мере, женщиной, известной своим легким поведением и общением с людьми с сомнительной репутацией. Если этот фарисей был состоятельным, его гостей встречал слуга-привратник; но правоверные евреи часто открывали двери своих домов для бедных, и эта женщина могла придти без специального приглашения. На пирах, куда допускались незваные гости, бедным полагалось вести себя скромно, наблюдая со стороны ислушая дискуссии, которые вели хозяин и гости. Алебастровый сосуд считался самым удобным для хранения благовоний.

7:38. Евреи не считали благовония чем-то греховным, но, поскольку эта женщина была «грешницей» и использовала благовония в своей профессиональной деятельности, религиозные чувства гостей были оскорблены тем, что Иисус принял ее дар. То, что женщина стала «позади» Иисуса и помазала Ему ноги, а не голову, связано с позами гостей на пиру; вероятно, Иисус опирался левой рукой на стол, а Его ноги были направлены от стола к стене.

7:39. Верующие взрослые женщины, обычно состоявшие в браке, обязательно покрывали головы; женщина, которая находилась в обществе с непокрытой головой, считалась блудницей. Даже если бы Иисус не былпророком, а о ней не ходило никаких слухов, то, что она отерла Ему ноги своими волосами, красноречиво свидетельствует не только о ее смирении, но и о ее маргинальном положении в религиозной общине. Подумав об Иисусе как о пророке, хозяин высказал мнение соответствующее по представлениям большинству евреев, после ветхозаветного периода пророки перевелись.

7:40—42. Некоторые богословы утверждают, что в арамейском языке отсутствует специальное слово для благодарности, поэтому выражение «который из них более возлюбит его?» означает «кто из них проявит большую благодарность?» Хотя долги прощались каждый седьмой год, знатоки закона находили лазейки, которые помогали обойти его. Того, кто не мог заплатить долг, сажали в тюрьму, временно обращали в рабство или конфисковывали часть имущества; но этот заимодавец следует духу, а не букве закона, проявляя милосердие к своим должникам.