NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
8:38,39. Поскольку мессианство Иисуса Могло быть воспринято неправильно, Он хранил эту тайну в тех районах, где проживали преимущественно евреи. Там же, где среди местного населения преобладалинеевреи (напр., в Десятиградии), которые могли принять Его за мага, Он просит нового ученика рассказать о том, что совершил Бог, исправляя тем самым неверное понимание Своих действий.
8:40-56 Смерть и кровотечение
Дополнительную информацию см. в ком-мент, к Мк. 5:21—43.
8:40,41. Начальники синагоги были главными должностными лицами в синагогах и видными членами религиозных общин.
8:42. Дочь начальника синагоги в силу своего возраста и пола фактически не имела никакого социального статуса — в отличие от отца, который занимал видное положение в обществе (ст. 40, 41).
8:43. Скорее всего, женщина страдала нарушением менструального цикла, и кровотечение, продолжавшееся у нее в течение целого месяца, постоянно делало ее нечистой по закону (Лев. 15:19—33), т. е. тяготы ее болезни усугублялись социальной проблемой. Подобно тому, как еврейские толкователи Писания объединяли несколько текстов каким-то общим словом, в источнике, которым пользовался Лука, таким ключевым выражением, подчеркивающим связь между этими двумя историями, могло быть «двенадцать лет» (ст. 42, 43).
8:44,45. Прикасаясь к какому-нибудь человеку или его одежде, эта женщина невольно делала его ритуально нечистым на весь оставшийся день (ср.: Лев. 15:26,27), и потому она даже не имела права находиться в толпе. Многие учителя вообще старались не прикасаться к женщине, чтобы случайно не оскверниться. Таким образом, эта женщина, которая не могла ни к кому прикасаться, вероятно, либо была разведена, либо вообще никогда не была замужем и была изгоем общества.
8:46—48. Евреи в большинстве своем верили, что только учителя, имеющие самый близкий контакте Богом, обладают высшим знанием. Иисус воспользовался Своим всеведением, чтобы определить, кто к Немуприкоснулся, несмотря на то что в глазах окружающих это подтверждало факт Его осквернения. Чтобы никто не подумал, что исцеление совершилось при помощи языческой магии, а не благодаря Его знанию, Иисус объявляет это чудо ответом на «веру» (ст. 48).
8:49. После того как беда произошла, поздно молиться о том, чтобы все вернулось на свои места. Раввины, например, утверждали, что тому, кто слышит приближение похоронной процессии, слишком поздномолиться, чтобы умерший не оказался его родственником.
8:50—56. Присутствие нескольких плакальщиц требовалось на похоронах даже самых бедных людей, а на похоронах дочери такого известного и уважаемого человека, как начальник синагоги, должно было присутствовать много плакальщиц. Поскольку в жарком палестинском климате тело разлагалось быстро, плакальщицам полагалось приходить после чьей-либо смерти незамедлительно; в данном случае они собрались даже раньше, чем Иаиру успели сообщить о смерти дочери.
9:1-6 Наделение Двенадцати силой и властью
9:1,2. По еврейскому закону, тот, кто посылал вестников, наделял их всей полнотой власти в рамках порученного им дела.
9:3. Иисус советует Своим ученикам путешествовать налегке, как это делали следующие группы людей: 1) крестьяне, у которых обычно была только одна смена одежды; 2) странствующие философы, которых называли "киниками; 3) некоторые пророки, например Илия и Иоанн Креститель. Они должны были полностью посвятить себя своей миссии, отринув все мирские заботы. «Сума» могла использоваться для сбора подаяний (напр., киниками).
9:4. Еврейские путники полностью полагались на гостеприимство, которое обычно оказывали им соплеменники.