NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
9:30. Илия, очевидно, не познал смерти (4 Цар. 2:11; Мал. 4:5; еврейские предания); Моисей был похоронен Самим Богом (Втор. 34:6), а некоторые (небиблейские) еврейские источники даже утверждают, что Моисей все еще жив (см. коммент. к Отк. 11:6). Считалось, что эти великие мужи в определенном смысле «возвратятся» накануне конца времен.
9:31. Хотя «исход» — это вполне законный термин, обозначающий смерть (Прем. 7:6), здесь возможна аллюзия на будущее спасение Израиля, которое у пророков и в позднейших еврейских источниках рассматривается как новый исход.
9:32,33. Возможно, желание Петра сделать на горе кущи навеяно воспоминанием о скинии, которая была для израильтян в пустыне символом Божьего присутствия во времена Моисея.
9:34—36. Повеление «Его слушайте», вероятно, связано с Втор. 18:15, где израильтянам было дано обетование воздвигнуть из их среды пророка, подобного Моисею, — нового Моисея, который грядет.
9:37-43а Исцеление бесноватого
9:37,38. В данной культуре единственный сын был особенно дорог отцу как наследник и продолжатель рода, а также по причинам социального и экономического характера (поддержка в старости).
9:39. Неспособность бесноватого контролировать свои моторные функции подтверждается примерами одержимости, описанными в разных культурах на протяжении всей истории, а также современными антропологическими исследованиями этой психической патологии. В греческих медицинских источниках упоминается появление «пены» при эпилептических припадках — болезни, симптомы которой проявляются в данном случае (но не всегда, см.: Мф. 4:24) вследствие одержимости злым духом.
9:40,41. Ответ Иисуса означает, что Он ожидал от Своих учеников веры, которая позволит им творить чудеса, какие совершал Он. Некоторые еврейские учителя в древности считались чудотворцами, но они редко предполагали в своих учениках такие же способности.
9:42,43а. Обычно экзорцисты пытались подчинить бесов заклинаниями, обращенными к духам более высокого ранга, или использовали для этого корни пахучих растений и болевые приемы. Иисус ограничивается простым повелением, проявляя тем самым Свою власть над этими силами.
9:43б-50 Неверное представление о славе
9:43б-45. Явление славы на горе и власть Иисуса над бесами должны были укрепить догадки учеников о Его мессианстве (9:20), однако Иисус снова вынужден разъяснять смысл Своей мессианской миссии, которыйони так и не поняли (см.: 9:22).
9:46—48. Социальный статус играл в древнем обществе важнейшую роль; дети им не обладали. Но Иисус утверждает, что в глазах Бога дети равны посланникам, которые, согласно еврейскому обычаю, являются полноправными представителями и обладают всей полнотой власти того, кого они представляют (см. коммент. к 9:1,2), и потому не нуждаются в статусе, столь ценимом на земле. Представители того, кто обладает большой властью, выше тех, кто действует от своего имени.
9:49,50. Древние экзорцисты часто обращались за помощью к более могущественным духам для подавления низших духов. Если действия этого человека были эффективны (ср.: Деян. 19:15), то, вероятно, он был настороне Иисуса.
9:51-56 В Иерусалим через Самарию