NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

9:51. Это поворотный момент в развитии сюжета, как в Деян. 19:21. Древние писатели владели мастерством построения сюжетной линии не хуже современных авторов. Здесь, как в Иез. 21:2, где пророк «обращает лицо свое к Иерусалиму», Иисус принимает важное решение — отправиться в Иерусалим.

9:52. Паломники из Галилеи, направлявшиеся на праздник в Иерусалим, часто шли короткой дорогой, через Самарию, хотя некоторые предпочитали обходить ее кружным путем. Но здесь создается впечатление, что Иисус намеренно избрал именно этот путь, что могло шокировать многих благочестивых фарисеев и большинство еврейских националистов.

9:53. Задолго до того, как иудейский царь Иоанн Гиркан разрушил во II в. до н. э. Са-марийский храм, самаряне и евреи ненавидели святыни друг друга. Позднее самаряне пытались осквернить Иерусалимский храм. Известно также, что самаряне осыпали оскорблениями паломников, идущих в Иерусалим, а иногда дело доходило даже до кровопролития.

9:54. Иаков и Иоанн хотят вызвать огонь с неба, как некогда это сделал Илия, вызвав огонь на жертвенник на горе Кармил и повторив это чудо, когда против него были высланы два «пятидесятка» (3 Цар. 18:38; 4 Цар. 1:10,12). Илия был вынужден это сделать под давлением более трудных обстоятельств, чем те, с которыми сталкивается здесь Иисус; во всех трех случаях были угрозы для жизни, а противники Илии на горе Кармил были виновны в мученической смерти большинства его учеников.

9:55,56. Еврейские читатели, вероятно, расценили милостивый запрет Иисуса как признак благочестия (1 Цар. 11:13; 2 Цар. 19:22), какие бы враждебные чувства они ни питали к самарянам.

9:57-62 Истинные последователи

9:57,58. Ученики обычно сами выбирали себе учителей. Некоторые радикальные философы, отрицавшие собственность, отпугивали кандидатов в ученики непомерно высокими требованиями, чтобы, испытав их,выбрать наиболее достойных. Многие палестинские евреи были бедными, но бездомных было мало; Иисус отказался от дома, чтобы не чувствовать себя привязанным к одному месту, и потому полностью полагался на гостеприимство и поддержку соплеменников.

9:59,60. Члены семьи покойного в течение недели траура после его смерти не общались с раввинами. Первое погребение совершалось вскоре после смерти, и, вероятно, к тому времени, когда этот человек смог беседовать с Иисусом, оно уже произошло. Второе погребение происходило через год после первого, когда плоть истлевала, и сын мог положить кости отца в специальный ящик и захоронить в нише в стене гробницы. Таким образом, у сына был впереди еще целый год до похорон отца.

Похоронить отца было священной обязанностью одного из старших сыновей. Требование Иисуса, означавшее, что сын должен пренебречь ради Него своими сыновними обязанностями, звучало кощунственно: в иудаистской традиции почитание отца и матери было важнейшей заповедью, и последовать за Иисусом означало в данном случае нарушить эту заповедь.

9:61,62. Во время пахоты надо было внимательно следить за тем, чтобы плуг делал ровную борозду, управляя им вручную. Плуг был легкий, деревянный, часто с железным лемехом.

Илия призвал Елисея, увидев его за плугом, но позволил ему попрощаться с семьей (3 Цар. 19:19—21). Иисус призывает здесь даже более категорично, чем этот великий пророк древности.

10:1-16 Поручение семидесяти (семидесяти двум) ученикам

10:1. Если избранные Иисусом двенадцать учеников представляли двенадцать колен Израиля, то эта значительно более многочисленная группа учеников, вероятно, символизирует семьдесят народов, которые упоминаются в иудаистских преданиях и служат прообразом миссии язычникам. (В одних греческих рукописях здесь читается «семьдесят», в других — «семьдесят два». Ср. также Чис. 11:24,25, где говорится о «семидесяти мужах из старейшин народа», а также еще о двух: Елдаде и Модаде, Чис. 11:26.)

Вестников обычно посылали по двое. Глагол «послал» означает, что эти семьдесят учеников были такими же апостола-ми, как и Двенадцать (см. коммент. к 9:1,2-ср.: 1 Кор. 15:5-7).