NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
1:48. Смысл выдвинутого Иисусом обвинения очевиден: «каковы отцы, таковы и сыновья»; всенародный грех будет лежать на потомках нечестивых, пока они не покаются (Исх. 20:5; Втор. 23:2-6; 1 Цар. 15:2,3; Ис. 1:4 и др.).
11:49—51. Евреи в основном полагали, что служение помазанных Духом пророков прекратилось с окончанием ветхозаветной эпохи и будет восстановлено лишь в конце земной истории. Пролитие крови былотяжким преступлением, ответственность за которое распространялась на все общество (Втор. 21:1-9). Отмщение брал на Себя Сам Бог (Втор. 32:43; Пс. 78:10). Раввины считали место между жертвенником и храмом самым святым на земле после святая святых в святилище.
В еврейской Библии иной порядок книг, чем в современных переводах Ветхого Завета. В ней Захария — последний мученик (2 Пар. 24:20-22), а Авель — первый, как и в наших Библиях (Быт. 4:8). Иудаистская традиция дополняет рассказы о мученичестве обоих праведников, утверждая, что после смерти Захарии в храме появились потоки крови, которые не остановило бы умерщвление и тысяч священников. Захария молился об отмщении (2 Пар. 24:22), а кровь Авеля «вопиет от земли» (Быт. 4:10); сказать, что эта кровь взыщется с поколения Иисуса, было равнозначно предсказанию невообразимых бедствий. Это произойдет потому, что Его современники превзошли в греховности своих духовных предшественников.
15:52—54. По-видимому, речь идет о том, что знатоки закона все больше и больше усложняли процесс его постижения. Выдвинутое Иисусом обвинение сурово, ибо означает, что своими скрупулезными толкованиями они затемняют простой и ясный смысл Божьего Слова.
12:1-12 Здравые речи и день суда
Иисус призывает Своих слушателей произвести серьезную переоценку ценностей перед лицом близящегося суда: слова, образ жизни и (в 12:13—34) отношение к собственности. Хотя враждебность мира у Луки (который, подобно иудейским авторам Филону и Иосифу Флавию, хочет донести свою веру до других народов) выражена не столь отчетливо, как у Марка (который, как многие апокалиптические авторы, встречал только неприятие мира), он излагает позицию Иисуса не менее ясно, чем другие евангелисты: верность Ему требует жертв. Отказ следовать за Иисусом, однако, обернется вечной погибелью.
12:1. Природная акустика (напр., наличие небольших бухт или холмов) позволяла тысячным толпам услышать оратора. Такие стечения народа были явлением редким; если бы римляне узнали об этом, они могли задержать Иисуса. Римляне с подозрением относились к большим несанкционированным собраниям народа, поскольку всегда была опасность мятежа. (Театр в галилейском городе Сепфоре вмещал 4—5 тыс. человек, но, поскольку он находился в пределах города, любые антиримские выступления незамедлительно стали бы известны властям.) Впрочем, вероятность вмешательства римлян была на этом этапе невелика; они не патрулировали сельскую местность Галилеи, а их власти еще ничего не знали об Иисусе (23:2).
12:2,3. Плоские крыши домов служили своеобразным помостом, откуда во всеуслышание сообщались новости соседям; крыши были открытым местом, в отличие от закрытого внутреннего помещения. Под покровом ночи люди передавали друг другу секреты. В данном контексте ст. 2, 3 звучат предупреждением о том, что признание о вере или неверии в Христа будет либо разглашено предательскими устами (12:1,4,5), либо станет известно на суде (12:4—10). В день суда все тайные дела станут явными (ср., напр.: Ис. 29:15); нечестивый будет посрамлен, а праведный оправдан (напр.: Ис. 45:16,17).
12:4,5. Все еврейские читатели понимали, что «ввергнуть в геенну» может только Бог, Судья, чьего могущества должны благоговейно «бояться» разумные люди.
12:6,7. Малые птицы («Р в оригинале — «воробьи») были самым дешевым товаром на рынке. Согласно Мф. 10:29. за один ассарий, мелкую монету, можно было купить двух воробьев, здесь же говорится, что оптом ихможно было купить еще дешевле. И снова звучит традиционный раввинский аргумент «насколько же более»: если Бог заботится о малых птицах, то насколько же более Он заботится о человеке? Устойчивое ветхозаветное выражение «волосы на голове сочтены» означает, что с человеком ничего не можетпроизойти, если на то не будет Божьей воли (ср.: 1 Цар. 14:45; 2 Цар. 14:11; 3 Цар. 1:52).
12:8,9. Иисус выступает здесь и как ходатай (адвокат), и как обвинитель на небесном суде, представление о котором подробно разработано в иудаистской традиции. Во многих еврейских преданиях небесный судсостоит из ангелов; ангелы, конечно, соберутся и в день суда. Бог проведет последний суд, но главная мысль в данном тексте в том, что Иисус никогда не проигрывает дело, которое Он защищает перед Богом.
12:10. Когда Иисус говорит людям «прощено будет», Он имеет в виду, что их простит Бог (евреи иногда использовали безличные обороты и страдательный залог, чтобы избежать использования имени Бога). См. ком-мент, к Мк. 3:23-30. В данном контексте «хула на Святого Духа» означает отречение от Иисуса, в чем отрекшийся (в отличие от Петра) никогда не раскаялся.
12:11. В синагогах обычно происходили заседания местного суда; иногда здесь подвергали порке нарушителей закона. Взыскания, налагаемые римскими властями, обычно были даже более жесткими, чем предусмотренные иудейским законом.