NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
12:35-40 Готовность к Его пришествию
Из контекста предыдущего раздела (12:22—34) явствует, что только те, кто странствует налегке, будут готовы к пришествию Иисуса. Хотя большинство евреев, современников Иисуса, от всего сердца молились о грядущем искуплении, они были больше заняты обеспечением своих повседневных нужд, чем приготовлением к грядущему суду (за исключением ессеев, мессианскихлично-стей и мятежников).
12:35. Подобно часовым на посту или другим бодрствующим по долгу службы людям, последователи Иисуса должны всегда быть препоясаны и готовы к действию (Исх. 12:11). Выражение, переведенное как «да будут...светильники горящи» дословно читается как «имейте достаточно масла и бодрствуйте, чтобы они не погасли»; это метафора готовности (ср.: Мф. 25:3-10).
12:36. Состоятельные семьи часто нанимали привратников, в задачу которых входило впускать членов семьи и преграждать доступ случайным людям. Если еврейские свадебные пиры походили на греческие и римские,то они продолжались далеко за полночь. Оставался ли господин на свадьбе в течение всех семи положенных дней или нет, он вряд ли решился бы возвращаться домой ночью, если бы жил в другом городе. Ночью былоопасно передвигаться из-за грабителей, хотя большим компаниям они угрожали в меньшей степени.
12:37. Хотя некоторые философы утверждали, что в нравственном отношении рабы равны своим господам, а один богатый римлянин поставил себе за правило питаться так же, как его рабы, мысль о служении господина своим рабам казалась непостижимой. Подобная идея могла оскорбить важных господ, но она была красноречивым символом того, как Иисус будет обращаться с тем, кто останется верным Ему до конца.
12:38. Здесь Иисус использует принятое у евреев разделение ночи на три стражи, в отличие от четырех страж у римлян (см.: Мк. 13:35).
12:39,40. Обычно стены были построены из глиняных кирпичей, а потому под них легко можно было сделать подкоп (хотя взломать дверь было проще). Состоятельные люди могли позволить себе иметь каменные дома.
12:41-48 Это касается и «домоправителей»
Руководители церкви должны осознавать, что они избраны только для служения своим собратьям, членам церкви.
12:41. Ученики часто требовали от учителя разъяснений, задавая вопросы.
12:42. Состоятельные люди нередко имели привилегированных рабов — домоправителей. В их обязанность входило, помимо прочего, раздавать продукты остальным рабам.
12:43,44. Положение домашнего раба не исключало восхождения по лестнице социальной иерархии; фактически, многие такие рабы превосходили свободных крестьян в том, что касалось реальных возможностей или статуса, и даже зарабатывали гораздо больше денег (которые впоследствии использовали на выкуп себя из рабства).
12:45. Подобный раб имел возможность злоупотреблять своей властью только в отсутствие хозяина. Землевладельцы и богатые хозяева нередко владели несколькими имениями в разных местах и могли подолгу не появляться в некоторые из своих домов. В ряде историй, относящихся к этому периоду, отсутствующие цари, землевладельцы или мужья специально устраивали проверки остававшимся дома близким и слугам. Пьянство считалось недопустимым, особенно если раб пил за хозяйский счет. Если какой-то раб плохо обращался с остальными рабами, считалось, что он наносит ущерб «собственности» хозяина (см. коммент. к 12:47,48); в некоторых случаях рабы становились предметом забот самого хозяина.
12:46. Наказание «рассечением» описывается и в других, более ранних источниках эллинистического Востока. Читателям Луки, которые считали себя более цивилизованными, эта подробность, несомненно, казалась ужасающей. «Быть подвергнутым одной участи с неверными» дословно означает «быть лишенным достойного погребения»; но в притче это выражение связано главным образом с иудаистским учением о геенне (Gehinnom), куда будут ввергнуты идолопоклонники.