NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

15:2. Фарисеи и законоучители считали недопустимым есть за одним столом с теми, кто исключен из религиозного общества; помимо опасности съесть пишу, с которой не была уплачена десятина, застольное общение означало одобрение образа жизни всех его участников. Глагол «роптали» мог напомнить знатокам Писания о неверии и ропоте Израиля в пустыне.

15:3-7 Заблудшая овца

Иисус адресует три притчи Своим религиозным обвинителям (15:1,2), используя против них их же оружие и показывая, что они не являются истинными друзьями Бога. Фарисеи считали профессию пастухов нечистой, и потому неохотно отождествляют себя с героем притчи (но ср.: 2:8—20).

15:3,4. Стадо в сто овец, вероятно, было средней величины. Поскольку пастухи часто пасли свои стада сообща, этот пастух, скорее всего, оставил стадо на попечение товарищей. Тот факт, что они остались ночью на пастбище, указывает на теплое время года. Другие еврейские учителя подчеркивали, что Бог прощает раскаявшихся грешников, но не уделяли внимания тому, что Бог Сам разыскивает грешников.

15:5. Легче всего овцу было нести, положив на плечи так, чтобы ее ноги скрещивались на груди пастуха (ср.: Бог как пастырь Своего народа в Пс. 27:9; Ис. 40:11).

15:6,7. Мораль этой истории такова: подобно тому, как друзья пастуха радуются вместе с ним, когда он находит заблудшую овцу, так и друзья Бога радуются, когда Он возвращает Свою потерю; таким образом, обвинители Иисуса, которых возмущала Его дружба с грешниками, в действительности не были друзьями Бога (15:1,2).

15:8-10 Потерянная драхма

Относительная ценность утраты возрастает в каждой притче: одна из сотни, одна из десяти и, наконец, одна из двух (15:11). Фарисеи обращали мало внимания на нравственные достоинстваженщин, и потому не видели в этой истории ничего, заслуживающего особого внимания (но ср.: 24:1—11).

15:8. Десять драхм — это, по всей вероятности, приданое (ketubah), т. е. деньги, которые принадлежали женщине лично. Тот факт, что у нее было всего десять драхм (это соответствует среднему заработку за десять дней работы), говорит о ее происхождении из малообеспеченной семьи; вероятно, и замуж она вышла за человека небогатого.

«Свеча» — маленькая масляная лампада, которая помещалась на ладони и давала мало света, здесь приносила больше пользы, чем небольшое окно (если оно было вообще) в стене. Каменные полы в бедных домах были сделаны грубо, и в щели между камнями падало много осколков керамики и монет, по которым археологи часто могут определять время, когда люди проживали в этих домах. Подметая комнату, она надеялась услышать звон монеты при ударе ее о каменный пол.

15:9,10. О смысле этой притчи см. в коммент. к 15:6,7. В еврейских преданиях говорится, что ангелы на небесах обычно проявляют большой интерес к действиям Бога на земле; у каждого человека есть по меньшеймере один ангел-хранитель.

15:11-32 Блудный сын

15:11,12. В древности было неслыханным делом, чтобы сын потребовал свою долю наследства у отца заранее; это фактически означало: «Отец я хочу, чтобы ты скорее умер». Подобное заявление не встретило быпонимания даже в наше время, а в еврейском обществе, где повиновение отцу было священной обязанностью сына, эти слова могли рассматриваться как прямой мятеж (Втор. 21:18—21), заслуживающий принятия самых строгих мер со стороны отца. Тот факт, что отец откликается на просьбу сына, заставляет слушателей воспринимать его как безвольного и неразумного родителя, который потакает прихотям своего безнравственного сына.

Старший сын всегда получал двойную долю наследства; в данном случае он должен был получить две трети, а его младший брат — одну треть общей доли.