NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
16:6,7. Сто мер масла (или около 850 галлонов) можно было получить примерно со 150 деревьев, и это стоило около 1 тыс. динариев, сумма весьма немалая. Мера пшеницы (100 коров, или около 1 тыс. бушелей)составляла урожай, собранный с площади около 100 акров, и ее стоимость составляла около 2,5 тыс. динариев. Долговые проценты были разные, но в целом с каждой сделки (около 500 динариев) прощалась определенная сумма. Эти арендаторы сами по себе были довольно состоятельными, а потому в будущем могли нанять себе управляющего.
В трудное время господа иногда прощали своим должникам часть их долга и списывали это на издержки, надеясь в ответ завоевать уважение и почет.
16:8. Все изменения в расписках требовали лишь небольших пометок, которые ""клиенты делали собственноручно; если доход оказывался меньше ожидаемого, то подчас было трудно доказать, что прибыль хозяина частично присвоена управляющим.
Более важно то, что управляющий искал благорасположения окружающих для себя и своего господина как щедрый благотворитель; если бы хозяин захотел наказать своего управляющего, то люди сочли бы, что он это делает, пытаясь свести на нет его благородную акцию. Преступный управляющий вообще заслуживал тюремного наказания, но он сделал ставку на своего хозяина как человека благородного. В древней литературе часто встречаются персонажи, которые ценят и вознаграждают хитрость, даже если она направлена против них. В некоторых историях описываются рабы, которые ловко обманывают своих господ; хотя этот управляющий, по-видимому, был свободным человеком (см.: просить милостыню в 16:3), егоистория может напоминать слушателям Иисуса хорошо знакомые им ситуации.
16:9—13. Мораль истории такова: используйте собственность на благо людям, поскольку вы только доверенные управители Бога. «Маммона» — арамейское слово, обозначающее богатство.
16:14-18 Радикальные требования закона
16:14. Многие фарисеи могли принадлежать к неработающему классу, но это описание больше подходит к "саддукеям. Большинство фарисеев работали и считали даяние добродетелью. В данном контексте, однако, «сребролюбие» ближе к корыстолюбию и относится ко всем, кто сам слишком любит деньги, чтобы давать их на нужды других.
16:15. Иисус здесь излагает известный ветхозаветный принцип (1 Цар. 16:7; Иов. 10:4), имеющий прямое отношение к религии (Ис. 1:10-17; 58:1-14; Иер. 6:13,14,20; Ос. 4:4-9,19; 6:6; Ам. 5:21-27).
16:16. Евреи иногда характеризовали Библию как «закон и пророков»; многие из них считали, что после ветхозаветной эпохи пророческий голос умолк до наступления "мессианской эры. Таким образом, Иоанн открывает мессианскую эру.
16:17. У позднейших раввинов есть предание о том, что когда Бог изменил имя Сары на Сарру, буква yod(наименьшая буква еврейского алфавита), которую при этом упразднили, долго жаловалась Богу, пока Он не восстановил ее в имени Иисуса (Навина). Иудейские учителя использовали такие иллюстрации, чтобы подчеркнуть святость и неприкосновенность закона, в котором нет абсолютно ничего, чем можно было бы пренебречь.
16:18. Еврейский закон разрешал мужчине разводиться со своей женой почти по любому поводу, хотя многие раввины не одобряли такие разводы. Иисус же заявляет, что развод недействителен в глазах Божьих, поэтому повторный брак — это прелюбодеяние. Здесь Иисус излагает самое строгое из всех известных с древности воззрений на святость брачных уз, углубляя тем самым положения закона Моисея. Как и большинство других общих правил в Древнем мире (ср.: Прит. 18:22с Прит. 11:22; 12:4; 21:9; или Прит. 10:15; 13:38; 14:20с 10:2; 11:4; или 14:2; 16:6с 15:6; 16:8;30:7-9;или Прит. 11:8; 12:13,21 с аналогичными принципами, изложенными во 2 Тим. 3:12), это правило допускает исключения (для невиновной стороны, не имеющей права голоса в этом вопросе; ср.: Мф. 5:32; 19:9; 1 Кор. 7:15). Иисус преследует цель защитить невиновную сторону от развода, а не наказать того, кто был предан. Его заявление адресовано, в первую очередь,женщине, поскольку в еврейской Палестине (в отличие от обычаев, принятых у римлян) только муж имел право на развод.
16:19-31 Богач и бедняк
Эта история напоминает одно древнее раввинское предание, за исключением того, что там богач делал добро, и это зачлось ему в загробной жизни, а здесь богач, допустивший, чтобы нищий умер от голода, заслуживает вечную погибель. Некоторые детали описания ада характерны для еврейских преданий; ряд из них не несут смысловой нагрузки и служат для придания рассказу занимательности (как обычно в притчах).
16:19. «Порфиру», т. е. одежду из ткани, окрашенной пурпуром, могли позволить себе только очень богатые люди (ср. коммент, к Деян. 16:14); здесь Иисус представляет нарочито утрированный образ богатого человека. Хотя этот человек разбогател, скорее всего, неправедным путем, единственное, в чем обвиняет его Иисус, — это то, что он оставил Лазаря умирать с голоду, хотя вполне мог не допустить этого.