NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

20:23—26. В еврейской Палестине имели хождение монеты, на которых было отчеканено имя, но не изображение обожествленного императора. Тем не менее иностранные монеты с изображением императора и указанием его божественного титула находились в обращении в Палестине, где не разрешалось чеканить золотые или серебряные монеты. Мятежники в 6 г. н. э. решительно выступали против использования таких монет, что привело к жестокому подавлению восстания римлянами.

20:27-40 Бог живых

20:27. В древнем иудаизме саддукеи были известны тем, что отрицали "воскресение из мертвых, и раввины, которые причисляли себя к последователям "фарисеев, считали это учение саддукеев еретическим.

20:28. Вопрос, заданный саддукеями, касается обычая левирата, который существовал во многих культурах и сохранился кое-где и поныне. Он позволяет обеспечить материальную и социальную поддержку вдов в обществах, где женщины не могут зарабатывать на жизнь собственным трудом. Во времена Иисуса и позднее законоучители и их ученики еще занимались толкованием этого "ветхозаветного принципа (Втор. 25:5).

20:29—32. Саддукеи заимствовали сюжет этой истории из Книги Товита, где мстительный демон Асмодей убивает первых семерых мужей праведной Сарры.

20:33. "Раввинская литература изобилует примерами подобных «каверзных» вопросов», которые обычно задавали язычники, отступники или еретики вроде "саддукеев.

20:34—36. Евреи считали, что ангелы не могут иметь потомства (не нуждаясь в воспроизведении себе подобных, поскольку не умирают, а также, по другим преданиям, потому что Бог постоянно творит новых ангелов), не едят и не пьют.

20:37,38. Споря с "саддукеями, "фарисеи пытались найти обоснование "воскресения в законе Моисея; Иисус здесь делает то же самое. Он говорит о том, что Бог не объявляет Себя Богом мертвых, тех, кто больше не существует; конечно, Его верность Своему завету требует, чтобы Он оставался их Богом и после их смерти, но смерть не последняя инстанция для них. В одной из самых распространенных иудейских молитв этого периода провозглашается верность Бога Аврааму, Исааку и Иакову как живая реалия их собственного времени (ср. также: "4 Мак. 7:19; 16:25).

20:39,40. В литературе того времени часто отмечается, что мудрость рассказчика (обычно главного героя) внушила слушателям благоговейный трепет.

20:41-44 Господь Давида

По определению, Христос, или Помазанник, должен принадлежать к царской династии Давида (Ис. 9:7; 11:1; Пс. 2; 88; 131). Но такой точки зрения на "мессианство часто придерживались сторонники насильственного завоевания "Царства (см. ком-мент, к 17:20—24), что неверно отражает саму суть мессианства. Тот, Кто будет править в Царстве Божьем, был «Господом» Давида, а не просто его потомком, поэтому Он будет превосходить Своего воскресшего праотца. Когда еврейские учителя просили своих Учеников разрешить кажущиеся противоречия в Писаниях, они в качестве постулата принимали, что оба текста истинны (в данном случае Иисус знает, что Он сын Давида и одновременно Его Господь), и просили согласовать их. Оппоненты Иисуса, очевидно, не могли найти ответа, потому что другие еврейские комментаторы не применяли Пс. 109:1 к Мессии (возражая христианскому толкованию, некоторые позднейшие еврейские богословы даже относили этот текст к Аврааму).

20:45 - 21:4 Могущественные и слабые

Некоторые еврейские учителя были настолько озабочены тем, чтобы не допустить эксплуатации бедных, что даже критиковали сборщиков пожертвований, которые требовали даяний от бедняков. Но позднее, как и ныне, некоторые люди стали использовать свою религию, чтобы эксплуатировать других.

20:45,46. Как и греческие учителя, некоторые их еврейские коллеги носили особое отличительное одеяние, подобное облачению священников и храмовых служителей. Народ всегда почтительно приветствовал их;рыночная площадь, которая по обыкновению была заполнена народом, особенно привлекала учителей, поскольку там они могли ощутить это почтение по отношению к себе. Присутствие на пиршествах служило признаком высокого положения в обществе.