NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

20:47. Вдовы как наиболее незащищенные и не пользующиеся уважением члены общества имели скудные средства к существованию и потому нуждались в защите закона (см. коммент. к 18:1—5). Возможно, Иисусимеет в виду, что эти учителя наживаются за счет вдов, пытаясь увеличить размер десятины (которую они установили в размере 20—30 процентов, вдобавок к непомерным земельным налогам, взимаемым казной);или, может быть, Он хочет сказать, что в своей юридической деятельности они не столько проявляют милосердие к бедным, сколько следуют букве закона.

Эти учителя, возможно, были известны тем, что произносили длинные личные молитвы в "синагогах; здесь Иисус критикует не молитвы, а мотивы, которыми они руководствовались. Как и "ветхозаветные пророки, Иисус видит неразрывную связь между социальной несправедливостью и религиозным лицемерием.

21:1—4. В позднейших преданиях сообщается, что в женском дворе стояли тринадцать таких сокровищниц для даров, к которым имели доступ не только женщины, но и мужчины. Богатство храма выставлялосьнапоказ, и его служители, возможно, растратят деньги этой вдовы; но бедная женщина, не подозревая ни о чем подобном, жертвует от чистого сердца, и в глазах Бога она пожертвовала больше всех.

21:5-7 Начало проповеди о грядущих событиях

Иисус черпает многие образы этой проповеди из Ветхого Завета.

21:5. Иерусалимский храм был одним из самых прекрасных сооружений древности и создавал впечатление несокрушимой твердыни (ср., напр., "«Письмо Аристея», 100, 101); ср. коммент. К Мк. 13:1.

21:6. Представители других религиозных группировок тоже утверждали, что на храм падет суд, но большинство иудеев, независимо от позиций по другим вопросам, были едины в том, что храм является символом национальной самобытности еврейского народа, и не допускали мысли о том, что Бог допустит его разрушение (как в Иер. 7:4-15). Некоторые камни остались на своих местах (сохранилась одна стена), но это не умаляет силы самой гиперболы; храм был почти полностью стерт с лица земли в 70 г. н. э. — примерно через сорок лет после предсказания Иисуса (Лк. 21:32).

21:7. Ветхозаветные пророки часто группировали события не в хронологическом порядке, а тематически, и Иисус здесь придерживается этого принципа. Он говорит о двух совершенно разных событиях: о разрушениихрама и конце света.

21:8-19 Неминуемые страдания

21:8. В то время лжемессии появлялись в еврейской Палестине довольно часто и собирали вокруг себя многочисленных последователей вплоть до времени Бар-Кохбы, которого около 130 г. провозгласил мессиейРабби Акива.

21:9-11. Эти события обычно причислялись учителями, которые толковали древние пророчества, к знамениям конца времен; считалось, что перед концом света должно наступить время великой скорби или разразиться последняя война на земле. Иисус же говорит, что такие события будут характеризовать обычный ход земной истории вплоть до ее завершения.

21:12. ""Синагоги были домами собраний и как нельзя лучше подходили для слушания дел и публичных наказаний. Иногда в качестве наказания предусматривалась порка; по правилам, которые действовали во IIв., это означало тринадцать ударов в грудь и двадцать шесть — по спине. Темницы служили местами предварительного заключения до суда; наказания предусматривали казнь, рабство, изгнание, конфискацию имущества и др.

21:13—15. Судя по контексту, это свидетельство будет донесено до правителей всех народов («царей» в ст. 12 может относиться только к римским вассальным князьям, но есть основания полагать, что здесь подразумеваются и парфянский царь, и другие цари Востока), что предвещало всемирные масштабы распространения Евангелия и преследования христиан.

21:16. См.: Мих. 7:5—7. В культуре, где верность семье ценилась очень высоко, предательство со стороны члена семьи воспринималась особенно остро.