NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

21:25-38 Будьте готовы

Разрушение Иерусалима представляет собой последнее знамение миру перед вторым пришествием Иисуса; получив такое предзнаменование, последователи Христа должны быть готовы к Его пришествию.

21:25,26. "Иосиф Флавий и ссылающиеся на него авторы говорили о знамениях на небе, которые предшествовали падению Иерусалима. Такие знамения были сигналом для нечестивых — убояться (Ис. 19:16; Иер. 4:9). Это язык конца времен (Ис. 13:10; 34:4; ср.: 24:23; Иез. 32:7,8). Некоторые древние авторы использовали этот язык катаклизмов для изображения исторических событий (в "«Сивиллиных оракулах» так описано землетрясение; ср.: Пс. 17:7-20; Иер. 4:20-28), но большинство авторов пользовались подобным языком для описания конца времен, преобразования современного мирового порядка и установления вечного Божьего "Царства.

21:27. Иисус иногда описывает пришествие "Сына Человеческого в образах еврейской литературы, обычно относящихся к Богу (ср.: Ис. 19:1). Здесь у Иисуса содержится явная аллюзия на Дан. 7:13,14, где «как бы Сын человеческий» (т. е. напоминающий человека) получает "Царство от Бога.

21:28. Вотличие от другихлюдей, верующим нечего бояться этих небесных знамений (Иер. 10:2); они просто свидетельствуют о приближении времени «искупления». Еврейские националисты во время мятежа против римлян заявили о наступлении своего «искупления», или освобождения от Рима; но Иисус учит, что это избавление придет только свыше, от Бога.

21:29-31. Знамения, которые перечисляет Иисус, служат признаком близости конца подобно тому, как листья на смоковнице показывают, какое время года наступило. (Зимой смоковница выглядит более оголенной, чем другие деревья.)

21:32,33. Время одного поколения определялось по-разному, но в "Ветхом Завете оно обычно считалось равным сорока годам (в "Свитках Мертвого моря сорок лет отводится на страдания последнего поколения). Иисус произнес эти слова около 30 г.; храм же был разрушен в 70 г. н. э.

21:34-36. Выражение «да сподобитесь избежать» (ст. 36) может относиться к бегству из Иудеи в ст. 21 или к преследованиям в ст. 12-19; «предстать пред Сына Человеческого» может означать «выстоять до конца» или«предстать перед Ним в числе победителей».

21:37. Заход солнца в апреле наступал около шести часов вечера, и во дворах храма к этому времени народ постепенно убывал. Тысячи паломников, которые пришли на праздник Пасхи в Иерусалим, должны былиустраиваться на ночлег в близлежащих деревнях.

21:38. «С утра» — вероятно, с восходом солнца, т. е. в апреле в Иерусалиме это было в шесть часов.

22:1-13 Приготовление к Пасхе

22:1. Еврейская Пасха начиналась сразу же после Праздника опресноков; но поскольку паломники прибывали в Иерусалим, чтобы отпраздновать оба праздника, в народе оба они сливались воедино.

22:2—6. В

еврейских источниках говорится, что первосвященники не останавливались ни перед чем, чтобы устранить своих противников. Естественно, они не могли примириться с тем, кто утверждал, что послан Богом осудить состояние дел в храме. Но популярность Иисуса вынуждала их действовать осмотрительно (22:2; ср. коммент. к 20:5-7).