NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

22:47-53 Предательство

22:47. Поскольку вооруженный отряд, который должен был арестовать Иисуса, был послан знатными людьми Иерусалима, вероятно, он состоял из храмовой стражи. У стражей обычно были мечи и дубинки (колья); известно, что дубинки были орудием продажной религиозной верхушки и пускались в ход для подавления мятежей.

22:48. Поцелуй был выражением любви между членами семьи и близкими друзьями, а также знаком уважения и любви ученика к своему учителю. Таким образом, поцелуй Иуды, ставший нарицательным, был верхом лицемерия (ср.: Прит. 27:6).

22:49,50. Первосвященники были людьми состоятельными и имели много рабов. Хотя этот раб, вероятно, не был левитом, а потому никак не мог служить в храме, нелишне отметить, что люди с физическими недостатками, например без уха, не допускались к служению в святилище. Нападение на этого раба подтверждало подозрения относительно мятежных настроений последователей Иисуса (22:36-38).

22:51. Для многих людей мессии ассоциировались с народным восстанием и насильственным свержением языческих правителей, угнетавших Израиль; Мессия, который исцеляет своих врагов, не соответствовалтрадиционным представлениям.

22:52,53. Подрывные элементы (подобные позднейшим наемным убийцам, перебившим еврейских аристократов в храме под прикрытием толпы) действовали тайно или такими методами, которые позволяли избежать разоблачения; предполагаемая подрывная деятельность Иисуса была публичной и открытой. Ночь обычно ассоциировалась со злом; по народным поверьям (встречающимся позднее и в раввинском учении),ночь была временем, когда всем заправляли бесы и ведьмы.

22:54-62 Отречение Петра

22:54. Этот суд нарушает целый ряд предписаний еврейского закона, если опираться на позднейшие свидетельства о действии закона в тот период. Привести Иисуса ночью в дом первосвященника было противоправным действием.

22:55. Нарушение Петром права частной собственности, т. е. вступление на территорию первосвященника, грозило ему серьезными неприятностями. Стражники, вероятно, были из отряда храмовой стражи, которые ожидали решения суда. Возможно, они просто не ложились спать по случаю Пасхи.

22:56—58. Рабы в домах знатных людей пользовались большими правами и занимали более высокое положение, чем многие свободные люди. Хотя у первосвященника было много слуг, служанка сразу поняла, что Петр и стражники — посторонние люди; кроме того, Петра выдавала одежда. У служанки был острый глаз; она, несомненно, была во дворе храма и хорошо запомнила учеников Иисуса.

22:59. Галилейский акцент отличался от иудейского и в арамейской, и в греческой речи (каковая, несомненно, звучала в данном случае); галилеянам с трудом давались задненебные звуки. Слуги первосвященника и храмовая охрана жили в Иерусалиме и считали себя гражданами Иудеи. Местный говор всегда выдает себя (ср.: Суд. 12:6).

22:60-62. Для большинства людей в древнем Средиземноморье пение петуха было признаком наступления рассвета. Некоторые исследователи полагают, что этот палестинский петух был из тех ранних, которыеначинали петь между половиной первого и половиной третьего ночи.

22:63-71 Судилище и приговор синедриона

22:63—65. Еврейский закон разрешал публичную порку нарушителей; однако такое обращение с Иисусом было противозаконным: бить запрещалось до тех пор, пока вина человека не была доказана. Еврейский закон тщательно охранял права обвиняемого и склонялся к принятию милосердных решений в официальном заключении; таким образом, описанные здесь действия могли бы вызвать возмущение у фарисеев и других благочестивых людей.