NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

22:66. Тем, что представители синедриона дождались наступления дня для официального слушания дела (в отличие от неформального допроса, который они учинили Иисусу до этого), они создали хотя бы видимость соблюдения формальных процедур; ночной суд считался незаконным.

«Старейшины», «первосвященники» и «книжники» были тремя религиозными группами, представленными в синедрионе, верховном религиозном суде Израиля. В его составе был семьдесят один член; совет собирался обычно в «Палате обтесанных камней», где они рассаживались полукругом, а в центре находился первосвященник. Хотя этот орган функционировал как единое целое, не все его члены постоянно участвовали в заседаниях (23:51).

22:67,68. Если дошедшие до нас сведения о Древнем иудейском законе точны, то первосвященник не мог на законных основаниях заставить Иисуса свидетельствовать против Самого Себя. Тем не менее он спрашивает,считает ли Иисус Себя Мессией, т. е., по мнению первосвященника, мятежником.

22:69. Ответ Иисуса означает, что Он не просто земной мессия, но и небесный владыка из Дан. 7:13,14. Понятие «сила» иногда использовалось у евреев как титул Бог; Лука упрощает для своих греческих читателей пони-Мание этой фразы, добавляя слово «Божия».

22:70,71. Религиозные власти сами выступили в качестве свидетелей того, что Иисус объявил Себя подрывным элементом, мятежником (23:2).

23:1-12 Обвинения перед Пилатом и Иродом

23:1. Это могло быть только ранним утром, поскольку римские чиновники принимали посетителей только от восхода солнца до полудня.

23:2. Выражение «Христос Царь» стало обычным титулом Мессии; «Мессия» означает просто «помазанный» (•£ по-гречески — Христос), но люди обычно этот титул относили к царю из династии Давида, с кем они связывали надежды на восстановление "Царства для Израиля.

Несмотря на все, сказанное Иисусом (20:22—25), религиозные вожди истолковали мессианские притязания Иисуса единственно понятным для них образом: они причислили Его к мятежным пророкам,революционерам. В те дни таких мятежников было немало, и самым известным из мессианских военных мятежей было восстание Бар-Кохбы, который привел свой народ к кровавой драме в 132—135 гг. н. э. Такие политические мессии угрожали религиозной власти и были особенно опасны для Рима.

23:3,4. Пилат, очевидно, понимает ответ Иисуса в религиозном, а не в политическом смысле, а потому не считает, что этот случай относится к гражданской юрисдикции Рима. Более того, натянутые отношения Пилата с религиозными вождями были широко известны . О характерной для Луки теме оправдания христиан римскими властями см. в обсуждении правовых целей Луки во введении к коммент. к Книге Деяний.

23:5. Некий галилеянин возглавил в 6 г. н. э. восстание против высоких налогов; жители Иудеи считали себя выше галилеян, хотя в Галилее было много городов, и ее контакты со средиземноморской культурой были достаточно обширными.

23:6,7. Ирод Антипа приезжал в Иерусалим на время религиозных праздников и, вероятно, останавливался в старом дворце Хас-монеев (Маккавеев). Пилат имел право допрашивать Иисуса, если Он совершилпреступление на территории, находившейся под его юрисдикцией; но иногда производилась экстрадиция, и Антипа имел возможность судить Иисуса за преступление, совершенное в Галилее. Отказавшись от своего права юрисдикции, Пилат мог отстраниться от этого дела.

23:8—10. Это был тот Ирод, который убил Иоанна Крестителя; ср. коммент. к Мк. 6:14—29. Многие люди желали увидеть знамения или чудеса; в некоторых популярных историях того времени рассказывается, что любопытство приводило к большим неприятностям, связанным с действиями магов. Из всех четырех Евангелий только у Луки говорится о двух слушаниях перед наместником, между которыми была встреча с Иродом. Из Книги Деяний известно о двух судах над Павлом, которые производили прокураторы, и о разборе его дела другим Иродом — Агриппой II. Древние греко-римские историки любили проводить параллели между историческими личностями.

23:11. Светлые одежды могли быть белыми одеждами, в которые облачались иудейские цари. Это было злой насмешкой над Иисусом со стороны телохранителей Антипы.